Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования для подготовительной группы

Дата публикации: 2021-04-30 20:50:29
Статью разместил(а):
Николаева Инна Анатольевна

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы

Автор: Николаева Инна Анатольевна

 

Тема: «Капитошка путешествует».

Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: Обобщение закрепление знаний и представлений детей о неживой природе – о воде; прививание интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о воде;

- продолжать знакомить со свойствами воды;

- обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека;

- формировать диалогическую речь;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию; умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.

Методические приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, эвристическая беседа, пояснение, напоминание, рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово

Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Практические: опыты, рисование на воде, игра на музыкальных инструментах

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение художественной литературы (Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели»);

- рассказ воспитателя «Откуда в кране вода?»;

- проведение отдельных экспериментов с водой;

- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;

- наблюдение на прогулках за изменением состояния воды (луж, снега и т.д.);

                                                                        

Ход занятия

Организационный момент:

(действие происходит на полу на подложках мягких)

Ребята, сегодня для вас будет много сюрпризов, вы сегодня не заметили ничего необычного у нас в группе? (Появились белые халаты, пробирки, лупы и т.д.)

Как вы думаете, во что сегодня превратилась наша группа? (в лабораторию)

Кто работает в лаборатории? (ученые, исследователи)

Что делают в лаборатории ученые? (проводят опыты, эксперименты, исследования)

Сегодня мы с вами будем проводить опыты, как настоящие ученые в лаборатории.

Отгадывание загадки. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

О чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О воде.

Беседа. Рассматриваем глобус. Давайте посмотрим на глобус. Какого цвета на глобусе больше? (синего, голубого)

Как вы думаете, что это значит? (воды больше, чем суши) Это цвет воды, и на нашей планете вода занимает больше всего места, больше, чем суша.

Посмотрите на яблоко, я разделила его на 4 равные части. Представьте, что это наша планета.

И что три части из четырех и есть площадь, которая занята водой, но большая её часть сосредоточена в океанах и морях, а пресная вода занимает лишь небольшую часть всей воды на Земле. Пресная вода — противоположность морской воды, соли в ней содержатся в малых количествах. Пресная вода существует в реках, ручьях, пресных озёрах, а также в облаках.

Ребята, где же живет вода? (в морях, океанах, в реках)

Многие из вас ездят отдыхать летом на моря. Какие названия морей вы уже знаете? (показывают на карте)

Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что она соленая) .

Правильно, в морской воде растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки.

Сколько океанов? Какие реки вы запомнили? (показывают на карте)

Дети, запомните, вода в океане называется океаническая. Повторите – океаническая.

А вот воду в реке как можно назвать по - другому? (речная). Воду в роднике? (родниковая) Какая вода в море? (морская). Какая в болоте? (болотная)

Ребята, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода?

(Ответы детей: пьем, готовим, моемся, стираем, убираемся, поливаем цветы.)

Для некоторых животных вода – это дом.

Для каких животных вода – дом? (рыбы, киты, тюлени и т.д.)

Интересные факты

Вода – очень ценный продукт, без воды человек может прожить только 2 дня, а без еды несколько недель.

Хотите вам расскажу про Капитошку.? Ответы детей …  Капитошка — веселая капелька летнего дождя, она несет в себе разноцветье радуги, энергию солнца и живительную силу воды. Друзья называют его иногда Капи или Капитошей. Он пришёл к нам в гости, чтобы рассказать о себе.

Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Капитошка принёс для нас интересные задания, чтобы поближе познакомиться с водой.

Отгадывание загадок.

Дети стоят полукругом на коврике возле магнитной доски. Каждый раз после отгадывания загадки воспитатель закрепляет иллюстрацию отгадки на доску. Загадки оформлены в виде капелек.

Наш гость приготовил много загадок. Вы хотите их отгадать?

В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют? (Облака.)

Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее ... (река)

Глядя на все эти отгадки, что можно сказать? (Похоже на круговорот воды в природе)

ИГРА «ВОДА, она какая».

Вопросы Капитошки:

- Вода, какая ты по цвету? (бесцветная) цвет

- Вода, что ты делаешь? (теку) действие

- Вода, какая ты по вкусу? (безвкусная) вкус

- Вода куда ты течешь? (в реки, озера, моря, океаны) место

- Вода, какой ты формы? (бесформенная, принимаю любую форму) форма

- Сколько воды? (1 стакан) количество

- Вода, какой ты температуры? (теплая) температура

- Вода, какая ты по рельефу? (гладкая, скользкая) рельеф

- Вода, какая ты на влажность? (мокрая) влажность

- Вода, какая ты на запах? (без запаха) запах

- Вода, какая ты по весу? (тяжелая) вес

- Вода, какая ты по звуку? (звонкая, шумящая, стучащая)

ФИЗМИНУТКА.

Ребята, посмотрите, что – то наш Капитошка загрустил. Что могло случиться? (соскучился по своему другу, волчонку)

Дети, что можно сделать, чтобы настроение улучшилось? (порисовать, поиграть, вспомнить смешную историю … потанцевать).

Давайте и мы с вами потанцуем, вдруг поможет и настроение у Капитошки улучшиться.

(музыкальная физминутка «Злая тучка»)

Как думаете улучшилось настроение у Капитошки? А какое настроение сейчас у вас?

Проведение опытов – эксперентов.

Продолжим нашу работу. Предлагаю вам превратится в настоящих ученых, исследователей и поработать в нашей лаборатории. Вы согласны? (да).

Дети надевают халаты и шапочки.

Я буду старшим ученым, а вы моими помощниками – младшими учеными. Согласны? (да)

Правила поведения в лаборатории

Для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории во время опытов.

  1. Не шуметь.
  2. Никого не толкать.
  3. Давать возможность высказываться своим товарищам.
  4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

Капельке тоже интересно. Давайте возьмем ее с собой. Дети занимают свои рабочие места.

Опыт № 1: Вода жидкая.

Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? (Потому что она жидкая). Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода – жидкая, может течь.

Опыт № 2: Вода не имеет вкуса.

Возьмите стаканчик и сделайте глоток. Какая вода? Она имеет вкус? А теперь возьмите другой и попробуйте? Что это? (сок). Какой он? (вкусный, сладкий, витаминный). Из чего делают сок? (из фруктов). Какой сок у вас на вкус? (яблочный). Сок имеет вкус яблок, а вода не имеет вкуса. Но в жару, когда очень хочется пить, вы ведь пьете воду и говорите, какая вкусная вода. Но ведь на самом деле вы вкуса ее не ощущаете, а просто утоляете жажду

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт № 3: Вода не имеет запаха.

Возьмите стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? (нет)

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4: Вода прозрачная.

Возьмите один стаканчик с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите игрушку?

Вывод: вода прозрачная.

Опыт» № 5. «Что вверху?».

Дети, как вы думаете, что произойдет с водой, если ее смешать с маслом? (ответы детей)

Давайте проведем эксперимент.

У воспитателя один стакан с закрашенной водой, второй с растительным маслом. Сначала берем воду и выливаем ее в большую прозрачную форму, затем маленькой струйкой выливаем растительное масло в эту же емкость. Наблюдаем.

Что произошло? (вода и масло не перемешались, вода осталась внизу, а масло вверху).

Почему?

Вывод: вода тяжелее масла.

Опыт № 6. «Цветные капли».

Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!

Ребята, что перед вами? (лед, в виде цветных замороженных рыбок).

В каком состоянии находится сейчас вода? (В твердом).

Предлагаю вам поместить своих рыбок в аквариум, только он с не обычной водой.

Как думаете, чем он наполнен? (растительным маслом)

Дети помещают льдинки в аквариум с маслом.

Что происходит? (По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки).

Вывод: вода в твердом состоянии легче масла.

Опыт № 7. «Цветная пена».

Дети, перед каждым из вас находится емкость с пищевым красителем, а еще сода и уксус. Где вы можете встретить эти компоненты? (На кухне, добавляем в блюда).

Как думаете, что произойдет, если эти компоненты соединить?

Хотите посмотреть? Тогда, приступим: для начала нужно в емкость с красителем добавить соду, а затем по моей команде все одновременно добавим уксус.

Что произошло?

Вывод: Сода и уксус вступили в реакцию, уксус окисляет соду, и она начинает пениться. Раскрою вам маленький секрет, чтобы пены было много и она держалась дольше, можно добавить по капельке моющего средства.

Подведение итогов.

Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду.

Наше занятие подходит к концу. Поделимся с Капелькой своими впечатлениями о проделанной работе?

Кто сегодня был у нас в гостях?

Во что сегодня превратилась наша группа?

Что мы исследовали в нашей лаборатории?

Что нового вы узнали?

Что для вас было самым трудным на занятии?

Что понравилось больше всего?

Во что бы еще хотели поиграть?

Как вы считаете, кто из вас был самым активным?

Капитошка остался доволен, ему очень понравилось у нас в гостях, но пора возвращаться, ведь наверняка ее ждут его друзья. Но мы грустить не будем, и будем ждать новой встречи с Капитошкой.

 

.  .  .