Фольклор как средство всестороннего развития детей раннего возраста
Фольклор как средство всестороннего развития детей раннего возраста
Автор: Скогорева Татьяна Николаевна
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 45», г. Воронеж
«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
В.А. Сухомлинский
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.
Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Еще один из принципов, указанный в стандарте – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей. Особенность его в том, что он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в игре. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Малый фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Мысль детей связана с конкретными образами, особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Что же относится к малым формам фольклора?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.
Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать. Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной и совместной деятельности. Один из принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям ДОУ. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша. Во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки, например:
Петушок, петушок, Золотой гребешок,
Маслина головушка, Шелкова бородушка.
или
Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,
Зубки острые, Шерстка пестрая…
С ребенком можно поздороваться и таким способом:
Здравствуй, Настенька!
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал?
По нам скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму!
Поцелую, обниму,
Тебя к небу подниму!
Созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка способствует соблюдение режима, а также формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Здоровые стереотипы, которые помогают ему адаптироваться в микросоциуме группы, формируются благодаря режиму дня.
Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Участие ребенка во время умывания должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее:
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл носик, вымыл ухо,
Вытер сухо.
или
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
А теперь перед едой
Руки вымоем водой.
Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Сон – важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисицы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:
Чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шею шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настеньки любимый.
Будешь ты как гномик,
Цветик мой, родимый.
Завяжи потуже шарф,
Будем делать снежный шар,
Я шар качу, гулять хочу.
Игры – занятия строятся на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваемся, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
Таким образом, малый фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.
В заключение можно сделать вывод о том, что при целенаправленных и систематических ознакомлениях детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем мире.
Именно таким средством, естественным и богатым народной мудростью, выросшим из народной практики, является – фольклор. Это одно из уникальных, неисчерпаемых, педагогических средств, рождённых в глубине народной души. Использование малых форм фольклора помогает воспитателю и родителям более успешно организовать процесс адаптации ребёнка к условиям детского сада.