Фольклор как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Дата публикации: 2021-04-03 16:48:13
Статью разместил(а):
Скогорева Татьяна Николаевна

Фольклор как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Автор: Скогорева Татьяна Николаевна

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 45», г. Воронеж

 

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

В.А. Сухомлинский

 

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.

Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Еще один из принципов, указанный в стандарте – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей. Особенность его в том, что он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в игре. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.  Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит: развивает речь, формируются нравственные  привычки, обогащаются знания  о  природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. 

Малый фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Мысль детей связана с конкретными образами, особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. 

Что же относится к малым формам фольклора?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать. Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной и совместной деятельности. Один из принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям ДОУ.  Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша. Во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки, например:

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Маслина головушка, Шелкова бородушка.

или

Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,

Зубки острые, Шерстка пестрая…

С ребенком можно поздороваться и таким способом:

Здравствуй, Настенька!

Здравствуй, солнышко!

Как цветочек мой спал?

По нам скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму!

Поцелую, обниму,

Тебя к небу подниму!

Созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка способствует соблюдение режима, а также формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Здоровые стереотипы, которые помогают ему адаптироваться в микросоциуме группы, формируются благодаря режиму дня.

Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Участие ребенка во время умывания должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ухо,

Вытер сухо.

или

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

А теперь перед едой

Руки вымоем водой.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Сон – важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисицы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настеньки любимый.

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

Игры – занятия строятся на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваемся, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Таким образом, малый фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

В заключение можно сделать вывод о том, что при целенаправленных и систематических ознакомлениях детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем мире.

Именно таким средством, естественным и богатым народной мудростью, выросшим из народной практики, является – фольклор. Это одно из уникальных, неисчерпаемых, педагогических средств, рождённых в глубине народной души. Использование малых форм фольклора помогает воспитателю и родителям более успешно организовать процесс адаптации ребёнка к условиям детского сада.