Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Марьюшки»

Дата публикации: 2021-04-01 22:11:54
Статью разместил(а):
Орлова Нюра Музакировна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Марьюшки»

Автор: Орлова Нюра Музакировна

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 45», г. Воронеж

 

Цель: Дать детям представление об особенностях русского старинного быта.

Задачи: 

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, стол, лавка, посуда, сундук); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси;

- знакомство с русским народным костюмом (женский сарафан и рубаха-косоворотка);

- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, посуда, самовар,  русские народные костюмы, музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, бубенцы.

Содержание ООД

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.

Милости прошу в гости, в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу. (дети проходят, рассматривая избу)

Вы пришли в горницу. Это самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимаю гостей. Дети что вы здесь видите? (Ответы детей).

Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице? (Ответы детей).

Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной вещью в доме. В ней и еду готовили в чугунках, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Ребята, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?

Дети подходят к столу и отвечают.

 А что стоит рядом со столом? (Ответы детей)

 А что стоит на столе? Какая посуда? (Ответы детей)

 Ребята ,а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали? (Ответы детей)

А как вы догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете? (Ответы детей)

Ребята, скажите, из чего раньше делали посуду? (Ответы детей)

Ребята, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Вы знаете как она называется? А для чего он нужен в горнице как вы думаете? Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим! (пробуем открыть, но ничего не получается)

Ой, ребята, я совсем забыла, этот сундук не простой, а волшебный и откроется он тогда, когда вы вспомните пословицы или поговорки об избе, о труде.

Дети рассказывают пословицу.

Открывается сундук, и оттуда достают рушник и  русский народный костюм.

Ребята, посмотрите это что? Сейчас оно называется полотенцем, а в старину назывался рушник. Женщины украшали его, вышивая на нём различные цветы и узоры.

А теперь рассмотрим русские одежды.

Это русский народный сарафан. Раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду, украшали различными узорами, а подол каёмочкой. Такие наряды носили русские женщины. Значит это женский сарафан

А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил? (Ответы детей)

А вы знаете как этот наряд называется? Это рубаха-косоворотка.

Почему рубаху называли косоворотка? (Ответы детей)

Ребята, в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. Ну, что, ребята, утомились?  Давайте с вами немного взбодримся. 

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Ребята, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. (дети присаживаются)

Электричества ребята тогда не было, и люди придумали лучину.  Вечерами девушки рукодельничали, пряли пряжу, а дети играли. Давайте и мы с вами поиграем в игру. Я буду передавать клубочек и вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.

Игра с клубочком

Очи – глаза

Изба - дом

Рушник - полотенце

Лучина - лампочка

Колыбелька - кроватка

Чугунок - кастрюля

Уста - губы

Молодцы ребята, наверное, еще что-то есть в моем сундучке, кто поможет мне его отпереть?

Дети рассказывают пословицу.

Ребятушки, это что? Это музыкальные инструменты. Назовите, какие? (Ответы детей)

На таких инструментах вечерами пели русские народные песни и частушки. Ребята, а вы знаете русские народные частушки? Исполните их на этих музыкальных инструментах? 

Дети исполняют русские народные частушки.

Марьюшка: Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!

Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто мне поможет?

Дети рассказывают пословицу.

Ребята это же бревно, из них строили избы в старину. Ребята, а вы хотите представить себя в роли старинных мастеров. Тогда присаживайтесь по удобней, да помогайте друг другу.

Дети по объяснению Марьюшки делают избы по желанию (лепка, аппликация или рисуют).

Марьюшка: Ребята, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу! Жду вас вновь, до встречи!

Рефлексия: Ребята, у кого в гостях вы сегодня побывали? Какие предметы быта вы видели в избе? Что вам больше всего запомнилась?

 

.  .  .