Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Вода – волшебница»
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Вода – волшебница»
Автор: Никитичева Светлана Александровна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 107», г. Курск
Вид занятия: учебно-познавательное.
Тип занятия: комбинированное.
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, о ее свойствах, развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей со способами обследования воды;
- Расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;
- Показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях;
- Пробуждать интерес к природе, её явлениям;
- Учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе;
- Подводить к выводам и обобщениям.
2. Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;
- Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
3. Воспитательные:
- Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи;
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды;
- Воспитывать экологическую культуру.
Методы и приёмы:
- Наглядные: использование наглядных пособий, использование образца, показ, демонстрация опытов.
- Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснение, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, указания, поощрения, обобщение, пояснение, обращение к опыту детей, подведение к выводу, анализ занятия.
- Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, обследование, сравнение, сопоставление, эксперимент, активная деятельность детей.
Оборудование: конверт с письмом, прозрачные пластиковые стаканчики, пластиковые ложечки (на каждого) полоски цветной бумаги (синяя, белая, зеленая, красная, желтая), стаканы с молоком (один на стол), образцы с буквами на бумаге (каждому), мяч, кубик, линейка, блюдце, чашка, тарелочки, разделённые на два отсека, а в них соль и сахар (на каждого), Бумажные салфетки, баночка с маслом, пипетка, ёмкость с кусочками льда и снега, термос с горячей водой или чайник), зеркальце, раскраски с капелькой, фартуки для детей.
Ход НОД
1 часть Вводная.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки, улыбнемся, друг другу и создадим хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, наблюдать, слушать друг друга.
— Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку. А вы должны быть внимательными и отгадать её.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) — О чём эта загадка? Ответ детей: (о воде).
Мы сегодня поговорим о воде.
Воспитатель: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте:
“Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в «капельке» и “паринке” родных сестер”.
Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты. Узнаем, какими свойствами обладает вода, и все расскажем нашим капелькам. (Ребята подходят к столам)
А что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?
Дети: Фартуки.
Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу в нашей лаборатории.
Дети:
1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.
2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Опыты:
1. Вода прозрачная (дети проводят эксперимент)
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная).
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа). А теперь возьмём стакан с молоком, и так же приложим наши полоски. Можно ли определить их цвет? Ребята, какой вывод можно сделать из увиденного? Ответы детей. (Вода прозрачная, а молоко нет).
2. Вода не имеет формы. (Воспитатель проводит эксперимент)
Показать детям кубик, мяч, деревянную линейку. Предложить определить им форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце).
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
3. Вода – растворитель (Дети и воспитатель проводят эксперимент).
Ребята, у вас на столах тарелочки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает (сахар).
Теперь вторая загадка.
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели (соль).
Снимите салфетку с тарелки и проверьте, правильно ли вы отгадали мои загадки.
Ребята, а как вы думаете соль и сахар боятся воды? Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Перед вами два стакана с водой. В один положите ложечку сахара и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Сахар исчез. Почему? Сахар растворился в воде.
Затем, в другой стаканчик положите соль. Размешайте её. Что теперь произошло? Соль растворилась в воде. Что мы видим в этом эксперименте? Ответы детей: вода-растворитель.
Ребята, а могут ли быть враги у воды? Вот давайте проверим, кто из нас прав.
Отгадайте ещё одну загадку:
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит (масло).
У меня в баночке масло.
А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль.
Сейчас я добавлю масло в воду. Посмотрим, растворится ли оно?
Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. (Показать каждому ребёнку Стакан с водой и маслом).
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом.
Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились? Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Масло-враг для воды.
Воспитатель: Прежде, чем провести другие опыты, давайте немного отдохнем?
Дети выходят на ковёр. Становятся в круг.
Физминутка.
Дети стоят на ковре.
Вы слыхали о воде? - пожимают плечами
Говорят, она везде! - круговые взмахи руками
Вы в пруду ее найдете, - наклон вперед
И в сыром лесном болоте, – присесть
В луже, в море, в океане - «кольцо» руками
И в водопроводном кране, - «покрутить кран»
Как сосулька замерзает, - похлопать по плечам
В лес туманом заползает, - присесть, руки в стороны
На плите у вас кипит, - «вертушка» руками
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, - имитируют движения
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: - погрозить пальчиком
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята проходим в нашу лабораторию и продолжаем:
4. Лед и снег – твердая вода. (Опыт проводит воспитатель)
Ребята отгадайте мои следующие загадки:
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло … (Лёд)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Я тоже принесла сегодня лёд и снег, чтобы вы могли провести эксперимент.
Давайте оставим их на некоторое время и посмотрим, что же с ними произойдет.
5. Пар – это тоже вода. (Опыт проводит воспитатель)
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало. Показать, что пар – это тоже вода.
Физкультминутка.
- А сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кастрюлю и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться, (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.)
Ребята, а давайте посмотрим, что стало с нашим снегом и льдом. Правильно, они превратились в воду, потому что снег и лёд – это тоже вода.
Давайте подведём итог нашим экспериментам.
Вода бывает разной: твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, не имеет формы, вода- растворитель, у воды есть враг-масло, которое она не растворяет.
А можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? Высказывания детей: (Да) Почему?
Воспитатель: правильно, наши снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры, потому что они все состоят из воды. Давайте и мы после занятия напишем письмо снежинке, капельке и паринке, и они будут жить дружно.
Ребята, а что понравилось вам больше всего на занятии? (высказывания детей)
Какое у вас сейчас настроение? (высказывания детей)
Я хочу подарить всем раскраски с капелькой – символом воды.
Спасибо, ребята! До свидания!