Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.12.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Вода – волшебница»

Дата публикации: 2021-04-01 21:43:11
Статью разместил(а):
Никитичева Светлана Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Вода – волшебница»

Автор: Никитичева Светлана Александровна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 107», г. Курск

 

Вид занятия: учебно-познавательное.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, о ее свойствах, развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования. 

Задачи:

1. Образовательные:

- Познакомить детей со способами обследования воды;

- Расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;

- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;

- Показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях;

-  Пробуждать интерес к природе, её явлениям;

- Учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе;

- Подводить к выводам и обобщениям.

2. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ.

- Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;

- Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

3. Воспитательные:

- Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи;

- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды;

- Воспитывать экологическую культуру.

Методы и приёмы:

- Наглядные: использование наглядных пособий, использование образца, показ, демонстрация опытов.

- Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснение, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, указания, поощрения, обобщение, пояснение, обращение к опыту детей, подведение к выводу, анализ занятия.

- Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, обследование, сравнение, сопоставление, эксперимент, активная деятельность детей.

Оборудование: конверт с письмом, прозрачные пластиковые стаканчики, пластиковые ложечки (на каждого) полоски цветной бумаги (синяя, белая, зеленая, красная, желтая), стаканы с молоком (один на стол), образцы с буквами на бумаге (каждому), мяч, кубик, линейка, блюдце, чашка, тарелочки, разделённые на два отсека, а в них соль и сахар (на каждого), Бумажные салфетки, баночка с маслом, пипетка, ёмкость с кусочками льда и  снега, термос с горячей водой или чайник), зеркальце, раскраски с капелькой, фартуки для детей.

Ход НОД

1 часть Вводная.

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки, улыбнемся,  друг другу и создадим хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, наблюдать, слушать друг друга. 
— Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку. А вы должны быть внимательными и отгадать её.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) — О чём эта загадка? Ответ детей: (о воде). 

Мы сегодня поговорим о воде. 
Воспитатель: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте:

“Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в «капельке» и “паринке” родных сестер”. 

Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры. 

Воспитатель: Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят? 
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.  Узнаем, какими свойствами обладает вода, и все расскажем нашим капелькам. (Ребята подходят к столам)

А что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

Дети: Фартуки.

Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу в нашей лаборатории.

Дети:

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Опыты:

1. Вода прозрачная (дети проводят эксперимент)

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная).

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа). А теперь возьмём стакан  с молоком, и так же приложим наши полоски. Можно ли определить их цвет? Ребята, какой вывод можно сделать из увиденного? Ответы детей. (Вода прозрачная, а молоко нет).

2. Вода не имеет формы. (Воспитатель проводит эксперимент) 

Показать детям кубик, мяч, деревянную линейку. Предложить определить им форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце).

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

3. Вода – растворитель (Дети и воспитатель проводят эксперимент). 

Ребята, у вас на столах тарелочки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку: 

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас  чаёчек,

В каждой кухне проживает,

всем хозяйкам угождает (сахар). 

Теперь вторая загадка. 

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели (соль).

Снимите салфетку с тарелки и проверьте, правильно ли вы отгадали мои загадки. 

Ребята, а как вы думаете соль и сахар боятся воды? Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Перед вами два стакана  с водой. В один положите ложечку сахара и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Сахар исчез. Почему? Сахар растворился в воде. 

Затем, в другой стаканчик положите соль. Размешайте её. Что теперь произошло? Соль растворилась в воде. Что мы видим в этом эксперименте? Ответы детей: вода-растворитель. 

Ребята, а могут ли быть враги у воды? Вот давайте проверим, кто из нас прав.

Отгадайте ещё одну загадку: 

Желтое, а не солнце, 

Льется, а не вода, 

На сковороде - пенится, 

Брызгается и шипит (масло).

У меня в баночке масло. 

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?

Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль.

Сейчас я добавлю масло в воду. Посмотрим, растворится ли оно? 

Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. (Показать каждому ребёнку Стакан с водой и маслом). 

Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом.  

Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились? Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Масло-враг для воды. 

Воспитатель: Прежде, чем провести другие опыты, давайте немного отдохнем?

Дети выходят на ковёр. Становятся в круг. 

Физминутка.

Дети стоят на ковре.

Вы слыхали о воде? - пожимают плечами

Говорят, она везде! - круговые взмахи руками

Вы в пруду ее найдете, - наклон вперед

И в сыром лесном болоте, – присесть

В луже, в море, в океане - «кольцо» руками

И в водопроводном кране, - «покрутить кран»

Как сосулька замерзает, - похлопать по плечам

В лес туманом заползает, - присесть, руки в стороны

На плите у вас кипит, - «вертушка» руками

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, - имитируют движения

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: - погрозить пальчиком

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята проходим в нашу лабораторию и продолжаем: 

4. Лед  и снег – твердая вода. (Опыт проводит воспитатель) 

Ребята отгадайте мои следующие загадки:

Мороз на воду опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло … (Лёд)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег) 

Я тоже принесла сегодня лёд и снег, чтобы вы могли провести эксперимент.
Давайте оставим их на некоторое время и посмотрим, что же с ними произойдет.
 5. Пар – это тоже вода. (Опыт проводит воспитатель) 

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало. Показать, что пар – это тоже вода.

Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. 

Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кастрюлю и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться, (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.)

Ребята, а давайте посмотрим, что стало с нашим снегом и льдом. Правильно, они превратились в воду, потому что снег и лёд – это тоже вода.

Давайте подведём итог нашим экспериментам.

Вода  бывает разной: твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, не имеет формы, вода- растворитель, у воды есть враг-масло, которое она не растворяет. 

А можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? Высказывания детей: (Да) Почему?

Воспитатель: правильно, наши снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры, потому что они все  состоят из воды. Давайте и мы после занятия напишем письмо снежинке, капельке и паринке, и они будут жить дружно.

Ребята, а что понравилось вам больше всего на занятии? (высказывания детей)

Какое у вас сейчас настроение? (высказывания детей)

Я хочу подарить всем  раскраски с капелькой – символом воды.

Спасибо, ребята! До свидания!

 

.  .  .

technologi.site
technologi.site