Проект по экологии в разновозрастной группе "Мы за чистый город"
Проект по экологии в разновозрастной группе «Мы за чистый город»
Авторы: Куркова Ирина Петровна
и Авдеева Татьяна Анатольевна
МБДОУ "Д/с 4 "Малыш", г. Красноармейск
Аннотация: Вся работа в этом проекте направлена на формирование у детей бережного и гуманного отношения к природе родного города, к поддержанию чистоты и порядка окружающей природной среды.
Вид проекта: групповой, детско-родительский.
Тип проекта исследовательски-познавательный.
Проблемная задача: Загрязнение улиц города.
Участники проекта: дети группы 7 «Ягодка», дети группы 8« Муравьишка», воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (10 октября 2020г - 20 января 2021г.).
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. При этом часто мы обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.
Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Дети смогут прогнозировать негативные воздействия человека на природу, проявив чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект поможет решить задачи воспитания маленького гражданина неравнодушного к проблемам города. А природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Обоснование необходимости разработки проекта.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту.
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Поэтому темой проекта была выбрана - «Мы за чистый город». Мы хотели показать детям, как загрязнен наш город, причины этого, пути устранений этих причин. И конечно какой вклад может привнести ребенок со своей семьей в то, чтобы наш город был чистым.
Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.
Задачи проекта:
Обучающие:
· Обогащать представления об окружающем мире, уточняя и расширяя представления о том, что портит окружающую среду и что в природе ничего не исчезает бесследно;
· Расширять знания детей о путях и источниках загрязнения окружающей нас среды, о методах борьбы с ними, подводя их к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
· Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
· Учить детей быть ответственными за свои поступки, формируя культуру поведения в природе, прививая умения ребенку защищать природу, любить ее и охранять.
Развивающие:
· Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения;
· Способствовать формированию навыков разумного поведения, пробуждая интерес к созданию благоприятной окружающей среды города.
· Формировать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память, умения анализировать и обобщать; творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
· Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую природу, соблюдать чистоту родного города, восхищаться его красотой.
· Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить свой город, природу, бережно к ним относиться .
Ожидаемые результаты проекта.
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите природы;
- примут активное, живое участие в жизни группы;
- проявят личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- проявят живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- приобретут дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
- внедрят новые методы и технологии в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный.
· Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы. Изучаем уровень знаний детей по теме, определяем актуальные знания детей о деревьях.
· Анкетирование родителей.
· Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; подбор материала, форм и методов работы с родителями.
· Составление плана мероприятий с детьми и родителями для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
· Поиск различных средств достижения целей: подбор и изучение методического материала и методической литературы, детской художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических пособий, игр, загадок.
· Создание дидактического и методического материала: конспекты занятий и мероприятий.
· Подбор форм работы с семьей.
· Проводим вводную беседу по теме на прогулке, знакомимся с героем проекта медвежонком Мишей.
2 этап – продуктивный.
Работа с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность.
1. Занятие – игра «Сортировка мусора»;
2.Занятие «Бумага своими руками».
Познавательное развитие.
1. Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
2. Развивающие игры экологического характера.
3. Дидактические игры.
4. Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов.
Социально-коммуникативное развитие.
1. Беседы с детьми о том, что можно считать мусором, можно ли увидеть мусор рядом с домом, на территории детского сада, откуда он берется и куда выносится и т.д.
2. Сюжетно-ролевые игры;
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Трудовая деятельность: поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.
Речевое развитие.
1. Чтение литературных произведений: И. Набатова «Мой Карасук», «Город «Да» и город «Нет», Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «Приключение Стобеда», «Хорошо –плохо» и другие.
2.Заучивание стихотворений.
3.Сочинение экологических сказок.
Художественно-эстетическое развитие.
1.Выставки рисунков и поделок.
2. Рассматривание фотографий города ,красивых мест в других уголках нашей Родины.
3.Посещение спектакля «Встреча с Лесовичком».
4. Игры-упражнения с конструктором.
Работа с родителями:
· Анкетирование.
· Проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края».
· Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающий мир».
· Консультация «Мусор - проблема №1».
· Информационная страничка: «Вода-источник жизни».
· Привлечение к совместным действиям в уборке на участке «Детский сад – наш общий дом, пусть будет чисто и уютно в нём».
· Создание совместных с родителями рекламных листовок для мусорных урн.
· Домашнее задание : «Отходы как ресурсы»(привлечение к сбору пластиковых отходов).
· Мастер-класс: «Домик для кукол» из бросового материала.
· Субботник «Экологический десант».
· Конкурс рисунков с детьми «Каким хотим мы видеть наш город в будущем».
· Участие в акциях «Подарим книжке вторую жизнь - сохраним дерево», «Мой красивый, чистый город»
· Составление сказок с детьми о чистоте.
3 этап – результативный.
· Выставка продуктивной деятельности детей «Вторая жизнь» за период проекта (аппликаций, рисунков, поделок из пластилина).
· Мониторинг экологической воспитанности детей.
· Круглый стол: «Наши результаты»(объявить победителей конкурсов, наградить их грамотами, показать работу по формированию знаний об экологически- чистой обстановке в городе, зачитывание сказок о чистоте, которые они сами сочинили с детьми, показать презентацию «Мы- за чистый город».)
Заключение.
По материалам реализованного проекта была создана презентация «Мы за чистый город». Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной город Красноармейск, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание.
В результате проектной работы у ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Они усовершенствовали свои знания об источниках загрязнения окружающей среды, стали бережно относятся к природным ресурсам, следят за чистотой и порядком, напоминают об их соблюдении другим детям, взрослым и родителям.
Проект подружил всех участников: совместные работы, помощь в подборе материалов для проекта, пополнение игровых зон. Он заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как часть нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Литература:
1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Жерневская Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Мартынович В.А.Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей / В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.
5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
6. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.