Менеджмент качества образования в управлении ДОО
Менеджмент качества образования в управлении ДОО
Авторы: Ткаченко Ольга Владимировна
и Скиданова Ольга Николаевна
МДОУ «Детский сад № 343 Красноармейского района Волгограда»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В отечественной и зарубежной научной литературе проблемам менеджмента в области образования, а также анализу различных организационно-управленческих аспектов образовательной деятельности посвящено немало трудов.
Менеджмент в системе образования в работах некоторых современных авторов выступает как:
- целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие;
- научно-организованное управление со своеобразной иерархией:
· первый уровень - управление деятельностью педагогического коллектива,
· второй уровень - управление деятельностью воспитанников.
- комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.
Вся проанализированная литература, связанная с управлением образованием, может быть условно разделена на три направления:
первое - управление процессом образования (у некоторых авторов - обучения, воспитания, или формирования личности);
второе - управление образовательными организациями;
третье направление - управление системами (программами, проектами) образования.
Первым звеном в системе непрерывного образования страны является дошкольное образовательное учреждение. Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.
В наши дни в центре внимания оказывается ДОО как открытая система, доступная для всех участников образовательного процесса. То есть в объект управления включается и совокупность значимых связей ДОО с внешней средой. Выступают в своеобразном конфликте старый, традиционный, и новый взгляды на ДОО.
Философию образовательного учреждения по крупицам формирует лидер (руководитель) организации; она формируется вокруг важных событий, из которых участники извлекают уроки о желательном и нежелательном; она вырабатывается на основе потребности поддерживать эффективные рабочие отношения между работниками ДОО; немало важную роль здесь играет и окружающая среда.
Менеджмент качества в дошкольном учреждении — это скоординированная деятельность по руководству и управлению ДОУ применительно к качеству, которая позволяет преодолевать возникающие трудности и препятствия посредством непрерывного совершенствования системы учреждения, предугадывая и предупреждая возможные кризисные ситуации.
Менеджмент качества включает пять составляющих:
1) политику в области качества, где устанавливаются цели, задачи дошкольного учреждения, как стратегические, так и оперативные. Каждое ДОУ должно декларировать свою миссию, принципы и ценности;
2) планирование качества, которое строится на тщательном изучении потребностей и нужд потребителей‚ включает мероприятия по планированию качества образовательных услуг (основных и дополнительных) и процессов, управленческой и функциональной деятельности, подготовку плана по качеству и выработку основных положений по улучшению качества (продукции, процессов, систем);
З) управление качеством — это деятельность оперативного характера, направленная на выполнение требований к качеству, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством
4) обеспечение качества заключается в принятии системных мер для создания у потребителя и руководства организации уверенности в том, что все требования к качеству будут выполнены;
5) улучшение качества является очень важным с точки зрения постоянного стремления системы ДОУ к совершенству.
Хотелось бы сделать акцент на смене контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля на всех уровнях. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами. Таким образом изменяется и само отношение педагога к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно — коррекционный характер.
Философия управления образовательным учреждением определяет стратегию, политику и цели для высшего руководства организации. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений. В ходе рабочих процессов образовательного учреждения создаются все материальные и нематериальные активы, поэтому процессы необходимо рассматривать как центральный элемент всех подсистем организации, объединяющий все остальные части системы: руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной структуры.
Основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению:
1. Детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
2. Педагог развивает свои профессиональные и личные качества.
В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.
«Профессиональный стандарт педагога» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н) определяет педагога, как ключевую фигуру реформирования образования. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за совой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
3. Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.
4. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.
5. Родитель активный участник — образовательного процесса.
Все изложенные положения лежат в основе философии обновлённого дошкольного учреждения.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Белая К.Ю. Третьяков П.И. “Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам”, М., УЦ “Перспектива”, 2010,
3. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004
4. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ, № 4, 2009.
5. Майер А.А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление ДОУ, № 8, 2006.
6. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ, № 3, 2006.
7. Романенко Е. В. Управление ДОУ в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 77-79.
8. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009.
9. Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ, № 2, 2008.
10. Фатюшина Л.И. “Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования”, М., 2005.