Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Совершенствование речи педагогов ДОУ

Дата публикации: 2021-02-07 10:51:18
Статью разместил(а):
Дубова Валентина Алексеевна

Совершенствование речи педагогов ДОУ

Автор: Дубова Валентина Алексеевна

МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"

 

«Детям очень много можно объяснить, лишь бы объясняющий сам понимал ясно предмет, о котором взялся говорить с детьми и умел говорить человеческим языком».

Н.Г. Чернышевский.

Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Насколько грамотно он выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

В исследованиях Е.И. Тихеевой и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Для создания оптимальных условий совершенствования речи педагогов в нашем дошкольном образовательном учреждении проводится работа по организации единого речевого режима. Она возможна только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, наличии у них заинтересованности в создании условий для гармоничного речевого развития детей. С этой целью были определены основные направления реализации единого речевого режима:

- Формирование педагогических требований к речи сотрудников;

- Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей;

- Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации;

- Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей развивающей речевой среды;

- Реализация комплексного профилактического воздействия на речевое развитие дошкольников.

- Организация работы с родителями, направленной на формирование правильно речевого воспитания ребенка в семье.

С этой целью для педагогов ДОУ проводятся:

- Семинары («Мозговая организация речевой функции, ее нарушения и коррекция», «Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению»);

- Мастер-классы («Выразительность речи педагога», «Стили общения»);

- Тренинги («Мастерская слова», «Монологи и диалоги», «Правильное ударение в словах», «Речевое дыхание»);

- Деловая игра «Многозначность слова», «Антонимы и синонимы»;

- Круглый стол «Как говорит дошкольник – зависит от вас»;

- Консультации «Слово не воробей…», «Единицы родного языка», «Речь наше богатство»;

- Анкетирование «Профессиональная речь педагога», «Речевой этикет».

Таким образом педагоги повышают свой речевой уровень и постоянно совершенствуют качество своей речи, а это залог успешности работы по речевому развитию детей ДОУ.

 

.  .  .