Логопедические сказки в работе с дошкольниками
Логопедические сказки в работе с дошкольниками
Автор: Рахимова Анастасия Алексеевна
Логопедические занятия, которые включают в себя сказкотерапию иди её элементы, всегда содержат единство педагогических целей: коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные. Закономерность эта обусловлена «сказочным жанром», так как любая сказка – намёк на то, как лучше поступать в той или иной ситуации.
С помощью логопедических сказок можно проводить пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, формировать правильное употребление грамматических категорий, осуществлять автоматизацию поставленных звуков, развивать связную речь, память, логическое мышление, воображение, обучать чтению.
Формы и приёмы сказкотерапии на логопедических занятиях зависят от поставленных коррекционно-обучающих целей. Логопед при желании может обыграть сказку на любом занятии (независимо от того, в каком направлении проводится коррекционно – развивающая работа). Сказки можно использовать не только в качестве мотивации к учебной деятельности, но и как один из видов арт-терапии, который позволяет воздействовать на эмоциональную и психологическую сферу ребёнка.
Представляем основные виды логопедических сказок на разных этапах коррекционно-развивающего обучения.
Принцип логопедических сказок основан, прежде всего, на мотивации ребёнка к выполнению одних и тех же упражнений артикуляционной гимнастики. Значит, чтобы заинтересовать ребёнка, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.
Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений по развитию артикуляционной мускулатуры и мелкой моторики.
Развитие артикуляционной мускулатуры.
Путешествие Язычка.
Цель: развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки отсутствующих звуков.
Логопед: Жил-был на свете весёлый Язычок. Однажды он решил отправиться в зоопарк, посмотреть на диких животных. И мы отправимся вместе с ним и будем изображать всех животных, которых увидит Язычок.
Упражнение «Бегемотик».
Логопед: Пришёл Язычок в зоопарк и увидел там огромного бегемота. Он хотел есть и широко открыл рот. Давай мы тоже превратимся в бегемотиков будем широко открывать рот, как можно шире, удерживая его в таком положении под счёт до 5-10.
Ребёнок выполняет задание, повторяя упражнение 3-4 раза.
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя –
До пяти считаю я.
Упражнение «Слон».
Логопед: Язычок пошёл дальше. Ой, кто же это такой большой с длинным носом? Верно, слон. Покажем, какой хобот у слона.
Ребёнок вытягивает сомкнутые губы вперёд и удерживает в таком положении под счёт до 5-10, потом возвращается в исходное положение. Повторяет упражнение 3-4 раза.
Буду подражать слону!
Губки «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Обезьяна».
Логопед: Язычок полюбовался слоном и пошёл к другой клетке. А там прыгала озорная, смешная обезьянка. Она Язычку строила смешные рожицы, а он смеялся. Давай изобразим с тобой обезьянку.
Ребёнок приоткрывает рот и помещает кончик языка между верхней губой и зубами. Удерживает язык под счёт до 5-10 в таком положении. Упражнение повторяет 3-4 раза.
Мы покажем обезьян:
За губой у них карман,
А в кармашке – язычок
Спать улегся на бочок.
Упражнение «Лошадка».
Логопед: Язычок понаблюдал за обезьянкой и пошёл дальше. Он увидел, как лошадка катает детей. И наш Язычок захотел на лошадке покататься. Покажем, как лошадка его покатала.
Ребёнок, широко улыбается, энергично и громко щёлкает языком. «Работает» только язык, нижняя челюсть не двигается.
Я – весёлая лошадка.
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
Упражнение «Часики».
Логопед: Покатался Язычок, слез с лошади и подумал: «А не пора ли мне домой? Надо узнать, который час». Давай покажем, как часики работают.
Ребёнок улыбается, открывая рот, языком тянется попеременно то к левому, то к правому углу рта. Упражнение повторяет 5-10 раз.
Словно маятник часов,
Язычок играть готов.
Он качается вот так,
И услышим мы: «Тик-так!»
Решил Язычок домой отправиться, чтобы отдохнуть. Пусть и наши язычки вместе с ним отдохнут.
Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Пальчики гуляют».
Дети выполняют движения по тексту и образцу логопеда.
Логопед: Жил – был человечек, он решил построить себе дом (ладони обеих рук соединяем – делаем крышу в виде треугольника). Получился красивый домик, с высокой трубой (сжимаем кулачок правой руки) на крыше. Возле дома человек цветы посадил (соединяем ладони обеих рук в виде бутона цветов); пчёлы кружили над цветами (большой палец правой руки соединяем с каждым пальцем правой руки – «пальчики здороваются»), а ребёнок произносит звук [ж]. Они жужжали и собирали нектар, весело им было.
Логопедические сказки-связки для автоматизации звукопроизношения.
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребёнку предлагается работа с предложением, что предшествует этапу введения звука в самостоятельную речь. В этом случае одним из приёмов работы по автоматизации звука в предложении, а потом и в речи могут служить сказки-связки.
Здесь одновременно с автоматизацией корректируемого звука развиваются память, мышление, внимание, воображение, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Также развивается словарный запас. Путём сложных «вычислений» ребёнок перекодирует графическую информацию в связанное лексически, грамматически, синтаксически правильное высказывание. Используя «сказки-связки», ребёнок может «прочитать» целую сказку или историю.
«Сказки-связки» представляют собой набор «закодированных» предложений, которые объединены в одну историю с простым сюжетом. Ребёнок «читает» сказку, оформляя речевые высказывания грамматически, синтаксически и лексически правильно. При этом следит и за правильным звукопроизношением. Такая работа является этапом развития монологической речи ребёнка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.
Сказка «Приключения Жука и Ёжика».
В данной сказке использован персонаж Ёжик из мультфильма «Смешарики».
Задачи:
Коррекционно – обучающие:
- автоматизировать звук [ж] в предложениях;
- закреплять значение предлогов «в», «на», «над», «под»;
- учить согласованию слов в предложении, совершенствовать грамматический строй речи;
- учить синтаксически правильно оформлять речевые высказывания; устанавливать логическую связь между картинками; образовывать ассоциативные связи между словом и его схематическим изображением.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, воображение, память, связную монологическую речь;
- расширять словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи, заботы;
- формировать желание прийти на помощь в трудной ситуации.
Речевой материал для сказки «Приключения Жука и Ёжика».
Ёжик лежал на лужайке.
Ёжик увидел железную банку.
Под железной банкой жил жук.
Жуку было жарку в железной банке.
Ёжик пожалел жука и поднял железную банку.
Ёжик положил жука на ладошку.
Ёжик отпустил жука.
Жук зажужжал и полетел.
Ёжик лежал на лужайке.
Жук летал над жёлтым цветком.
И так, в логопедии с успехом можно использовать сказкотерапию, сочетая в ней педагогические, логопедические и психологические аспекты.