Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития
Автор: Путинцева Марина Юрьевна
МБДОУ "Детский сад № 19 общеразвивающего вида ГОЩ "Родничок"
Возраст 2-3 года – период, когда происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. При грамотно созданных условиях это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Исходя из этого, главенствующей задачей периода раннего детства становится создание благоприятных условий для сенсорного развития детей. Для начала разберемся, что же включает в себя объемное понятие «сенсорное развитие»?
Итак, сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Предлагаю вашему вниманию несколько категорий игр, которые помогут обеспечить малышам полноценное сенсорное развитие.
Условно они подразделяются на:
· игры на развитие тактильных ощущений.
· игры и упражнения для закрепления понятия формы.
· игры и упражнения на закрепления понятия величины.
· игры и упражнения на закрепление цвета.
Среди игр первой категории можно выделить следующие:
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару».
Одной из безумно любимых игр малышей несомненно является «Чудесный мешочек».
Закрепить понятие о форме помогут такие игры, как:
- «Найди предмет указанной формы»
- «Какая фигура лишняя?»
- «Найди предмет такой же формы».
Закрепление понятия величины одно из самых сложных для малышей, однако, и в этом помогут дидактические игры:
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Дальше – ближе»
- «В какую коробку?» (перед нами пять видов игрушек разных размеров, распределите их по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
Последняя категория - игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет».
Подводя итоги, хочется отметить, что игра ребенка по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Играйте с детьми!
Развивайтесь вместе!