Проект по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"
Проект по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"
Автор: Зарубина Ирина Александровна
МАДОУ «Детский сад «Малышок», с. Александровское, Томская область
Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Участники проектной деятельности: педагоги, дети, родители подготовительной группы.
Проблемная ситуация:
- Недостаточные знания детей о правилах пожарной безопасности.
- Не все дети знают, как вести себя при пожаре.
Актуальность.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара дети, ¾ из них дошкольники.
Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.
Проект позволит реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи проекта:
- Углублять и систематизировать и знания детей о правилах пожарной безопасности.
- Формировать у детей основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного поведения, необходимости и соблюдения мер предосторожности • воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
1. Знакомство детей с полезными и опасными сторонами огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара.
2. Формирование у детей знаний, умений и навыков правильных действий в случае пожара (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес).
3. Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
4. Информированность родителей о противопожарной безопасности.
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожара.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения во время пожара.
- Формирование новых знаний и навыков в области пожарной безопасности на базе имеющихся (Проявление заботы о здоровье и его безопасности
В работе с детьми применялись разнообразные методы и формы по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, использовали наглядный дидактический материал, ИКТ для показа презентации. Анализировались ситуации, выбирались и осваивались наиболее рациональные способы решения проблемы, так же использовалась исследовательская деятельность (опыты, эксперименты, практические упражнения).
Ресурсы проекта: Аудио-, видеосистемы, компьютер, опорные карты, дидактические материалы, технологии и т.д.
Работа с родителями: Консультация: «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре», Памятка «Правила пожарной безопасности».
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- Провести опрос детей по данной теме
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала.
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр;
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- Оформление папки – передвижки для родителей ««Правила пожарной безопасности».
Основной этап: мероприятия по пожарной безопасности с детьми.
Раздел программы |
Наименование |
Беседы с детьми |
«Человеку друг огонь, только зря его не тронь». «Труд пожарных очень важен!» «Правила поведения при пожаре» «Знает каждый гражданин, этот номер 01» «Эти предметы таят опасность!» |
НОД |
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда» Тренинг «Учимся правильно вызывать помощь» Игровые ситуации «Один дома» |
Проведение опытов, экспериментов: |
«Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию», «Опасная свеча» |
Игровая деятельность Дидактические игры: |
«Что нужно пожарным?» «Горит – не горит» «Чтобы не было пожара» «Кто больше назовет?» «Пожарная тревога» |
Подвижные игры: |
«Пожарные на учениях» «Слушай сигнал» «Спасатели» Игры-эстафеты Пальчиковые игры, физминутки. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Пожар в доме!» «Спасатели» |
Чтение художественной литературы |
С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа», Н. Афанасьев «Как сгорел дом», «Кошкин дом», Б. Жидков «Дым» Л.Н. Толстой «Пожарные собаки» |
Продуктивная деятельность |
Лепка «Пожарная машина». Рисование «Знаки пожарной безопасности» Конструирование «Гараж для пожарных машин» Аппликация «Кошкин дом» |
Итоговое |
Интеллектуальный блиц-турнир «Юные пожарные» |
Заключительный этап:
Результаты проекта:
1. Интеллектуальный блицтурнир «Юные пожарные».
2. Подборка наглядного материала, художественной литературы для детей и родителей.
3. Выставка детских рисунков на тему «Пожар» «Знаки пожарной безопасности».
Заключение.
Таким образом, формирование основ безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирование полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Работа над проектом позволила донести до каждого ребенка необходимость выполнения правил пожарной безопасности.
Литература:
1. Правила пожарной безопасности для дошкольников / Плакат, Айрис-Пресс, 2005 г.
2. Кононова И. Т. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2008.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2009.
4. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7лет.Волгоград: Учитель, 2012.
5. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. - М.: Сфера, 2007.
6. Белая К.Ю «Как обеспечить безопасность дошкольников» // К.Ю. Белая, «Пожар» и «Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004.
7. Шипунова В. А. Пожарная безопасность/информация для детей и родителей. –Тверь: Карапуз, 2012.
8. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.» Москва. Творческий центр Сфера. 2007.