Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия "Донской край - казачий край"

Дата публикации: 2021-02-01 11:34:55
Статью разместил(а):
Леншина Ирина Васильевна

Конспект индивидуального занятия «Донской край - казачий край» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Леншина Ирина Васильевна

МБДОУ "Детский сад № 9", г. Новочеркасск, Ростовская область

 

Цель: развитие речи посредством формирования познавательного интереса к истории Донского края. 

Задачи: 

Образовательные: способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества. 

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям. 

Речевые: 

- Развивать связную речь.  

- Развивать речемыслительную память.  

- Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.  

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой край; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков. 

Предварительная работа: Виртуальное посещение музея донского казачества, разучивание правил игры «Забытые слова», чтение книг «Славен Дон» М.П. Астапенко, М.А. Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, (взаимодействие с родителями: собирание экспонатов для мини-музея.), знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков.

Материал: Ноутбук, Логопедическая шхуна, Умное зеркало, грамота, с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», карточки с предметами для игры «Забытые слова», холщовые мешочки с буквами (буквы на магнитах). 

Ход занятия

Логопед: Савелий, посмотри, что у меня, как ты думаешь, что это? 

Ответы ребенка: Логопедическая шхуна. 

Воспитатель: Да, это Шхуна, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давай посмотрим! Учитель-логопед достает письмо из волшебного мешочка в шхуне и читает стихотворение: 

На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли! 

Где жили наши деды, где совершали подвиги они. 

Здесь дышится намного легче и свободней, 

Любимый наш ты - край Донской! 

Казачий край, ты край раздольный! 

Гордимся мы тобой! 

О чем говорится в этом стихотворении? 

Ответы ребенка … 

Логопед: Да, в этом стихотворении говорится нашей  о малой Родине - Донском крае. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон. 

Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край! 

Савелий, а кто такие казаки? 

Ответы ребенка … 

Логопед: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Савелий, что ты знаешь о культуре донских казаков? 

Ответы ребенка ... 

Логопед достает из шхуны книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве. 

Ребенок читает стихи о Донском крае. 

Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни.

Тихий Дон-казачья слава - милая отчизна!

Вольный Дон - любовь казачья.

В степях буйные ветра!

И вода твоя прозрачна

и волна твоя остра.  

Логопед: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».

Для казака Родина - это вера, это семья, это родная земля-это всё, что дорого сердцу!

Савелий, давай вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю? 

Ответы ребенка:

Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт.

Земля донская - казаку мать родная! 

Для казака, милее всех Родина!  

Логопед на экране шхуны выводит иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Савелий, а какие ты знаешь поговорки про казака и коня? 

Ребенок рассказывает пословицы: 

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой. 

Казак сам голодает, а конь его сыт. 

Казак без коня, что солдат без ружья. 

Артикуляционная гимнастика перед Умным зеркалом:

«Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Индюки болтают», «Пароход».

Игра «Дополни слова». 

Мы с тобой повторили пословицы, сейчас проверим, как ты их запомнил.

Логопед выводит на экран Умного зеркала (или достаёт из волшебного мешочка шхуны) грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца (на экране зеркала  картинка подсказка).

Ребенок называет исчезнувшие слова. 

Казак без коня – как соловей … без чего? (песни). 

Казак с конем (когда?) - … и ночью, и днем. 

Казачьи песни слушать – что? … (мед ) ложкой кушать. 

Не ленись казак с плужком, весной будешь … с чем? (пирожком).  

Логопед: У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи. У нас Дону, казаки игривые, а казачки у нас говорливые. Н экран выводятся картинки, обозначающие различные предметы.

Логопед: Сейчас мы познакомимся с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись, Показывается картинка со словом, обозначающим предмет, и вспоминают «забытые слова». 

Логопед: Слово ты говори, а потом, по-казачьи повтори. 

Ответы ребенка: Дом - курень, командир - атаман, сапожки - гусарики, полотенце - ручник, туфли - чирики, двор - баз, плетка - нагайка, фартук - запон, котелок - казан, ведро - цибарка, овраг - ерик, сетка для ловли рыбы -бредень … 

Логопед: Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (включает на ноутбуке песню, наступает музыкальная пауза, звучит казачья песня, ребенок с логопедом делают несколько движений под музыку). 

Логопед  достает из шхуны холщовый мешочек. Савелий, послушай внимательно! Звучит старинная легенда: «Уехал, казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце.…Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки …» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни …». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу. 

Учитель-логопед: Савелий, как ты думаешь, о чем эта легенда? Что казаку напомнил запах чабреца? Чтоб ответить правильно на вопрос, мы должны собрать это слово из букв.

Логопед достает буквы из холщевого мешочка. Ребенок собирает слово: «Родина». 

Логопед: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.

 

.  .  .