Конспект занятия "Донской край - казачий край"
Конспект индивидуального занятия «Донской край - казачий край» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Леншина Ирина Васильевна
МБДОУ "Детский сад № 9", г. Новочеркасск, Ростовская область
Цель: развитие речи посредством формирования познавательного интереса к истории Донского края.
Задачи:
Образовательные: способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества.
Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.
Речевые:
- Развивать связную речь.
- Развивать речемыслительную память.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой край; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.
Предварительная работа: Виртуальное посещение музея донского казачества, разучивание правил игры «Забытые слова», чтение книг «Славен Дон» М.П. Астапенко, М.А. Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, (взаимодействие с родителями: собирание экспонатов для мини-музея.), знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков.
Материал: Ноутбук, Логопедическая шхуна, Умное зеркало, грамота, с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», карточки с предметами для игры «Забытые слова», холщовые мешочки с буквами (буквы на магнитах).
Ход занятия
Логопед: Савелий, посмотри, что у меня, как ты думаешь, что это?
Ответы ребенка: Логопедическая шхуна.
Воспитатель: Да, это Шхуна, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давай посмотрим! Учитель-логопед достает письмо из волшебного мешочка в шхуне и читает стихотворение:
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы тобой!
О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы ребенка …
Логопед: Да, в этом стихотворении говорится нашей о малой Родине - Донском крае. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.
Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!
Савелий, а кто такие казаки?
Ответы ребенка …
Логопед: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Савелий, что ты знаешь о культуре донских казаков?
Ответы ребенка ...
Логопед достает из шхуны книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве.
Ребенок читает стихи о Донском крае.
Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни.
Тихий Дон-казачья слава - милая отчизна!
Вольный Дон - любовь казачья.
В степях буйные ветра!
И вода твоя прозрачна
и волна твоя остра.
Логопед: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».
Для казака Родина - это вера, это семья, это родная земля-это всё, что дорого сердцу!
Савелий, давай вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю?
Ответы ребенка:
Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт.
Земля донская - казаку мать родная!
Для казака, милее всех Родина!
Логопед на экране шхуны выводит иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Савелий, а какие ты знаешь поговорки про казака и коня?
Ребенок рассказывает пословицы:
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Артикуляционная гимнастика перед Умным зеркалом:
«Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Индюки болтают», «Пароход».
Игра «Дополни слова».
Мы с тобой повторили пословицы, сейчас проверим, как ты их запомнил.
Логопед выводит на экран Умного зеркала (или достаёт из волшебного мешочка шхуны) грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца (на экране зеркала картинка подсказка).
Ребенок называет исчезнувшие слова.
Казак без коня – как соловей … без чего? (песни).
Казак с конем (когда?) - … и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – что? … (мед ) ложкой кушать.
Не ленись казак с плужком, весной будешь … с чем? (пирожком).
Логопед: У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи. У нас Дону, казаки игривые, а казачки у нас говорливые. Н экран выводятся картинки, обозначающие различные предметы.
Логопед: Сейчас мы познакомимся с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись, Показывается картинка со словом, обозначающим предмет, и вспоминают «забытые слова».
Логопед: Слово ты говори, а потом, по-казачьи повтори.
Ответы ребенка: Дом - курень, командир - атаман, сапожки - гусарики, полотенце - ручник, туфли - чирики, двор - баз, плетка - нагайка, фартук - запон, котелок - казан, ведро - цибарка, овраг - ерик, сетка для ловли рыбы -бредень …
Логопед: Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (включает на ноутбуке песню, наступает музыкальная пауза, звучит казачья песня, ребенок с логопедом делают несколько движений под музыку).
Логопед достает из шхуны холщовый мешочек. Савелий, послушай внимательно! Звучит старинная легенда: «Уехал, казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце.…Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки …» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни …». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.
Учитель-логопед: Савелий, как ты думаешь, о чем эта легенда? Что казаку напомнил запах чабреца? Чтоб ответить правильно на вопрос, мы должны собрать это слово из букв.
Логопед достает буквы из холщевого мешочка. Ребенок собирает слово: «Родина».
Логопед: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.