Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников
Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников
Автор: Гаврилова Марина Александровна
МБДОУ № 169, г. Иркутск
Важную роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в ходе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. При этом наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью дошкольника, определяющей и двигающей его психическое развитие.
Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье. Необходимо организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Отражение в играх знаний о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей предметно-пространственной среды, наполненной адекватными игрушками. Именно это определяет актуальность усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, то есть процесс половой социализации - неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие девочки лишены нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Всё это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы.
Прежде всего, уточним, как в современной науке трактуется понятие «гендер» Гендер - это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Все мы знаем, что стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Поэтому я на конкретных видах игр постараюсь раскрыть суть гендерного подхода к их организации.
1. Дидактические игры.
Они доступны детям с младшего возраста. Например, игра «Кто что носит». Детям предлагают рассмотреть следующие картинки. Нужно распределить предметы одежды на два мольберта: там, где нарисована девочка - предметы женской одежды, а там, где мальчик - предметы мужской одежды.
Или, например, словесная игра «Кто что делает». Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет «мама», ребёнок должен назвать слова-действия, относящиеся к обязанностям мамы. Таких игр много и они вам знакомы. Это следующие игры: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Найди правильно», «Наша семья», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания» и другие.
2. Игры - занятия с куклами.
«Накормим куклу Машу», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Куклы ждут гостей», Куклы заболели». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.
3. Имитационные игры.
Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа» и другие.
4. Подвижные игры.
Полоролевые действия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Голубка». Есть и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и другие.
5. Игры - состязания.
«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе».
«Кто больше назовёт имён мальчиков (девочек)».
«Кто больше назовёт мужских и женских (маминых и папиных) вещей».
«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми и сильными героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями» ит. д.
6. Символические игры.
«Предмет – мужчина, предмет – женщина» (педагог предлагает рассмотреть предмет и представить, каким бы он был, если бы был человеком: мужчиной или женщиной.
Другие игры:
«Кто живёт в твоём сердце».
«Рассказ музыки».
«Мой любимый герой».
«Сбор чемодана».
Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, стремление к самореализации, самовыражению. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.
Таких игр много и вам они знакомы: «Дочки-матери», «У нас в гостях», «Идём в кукольный театр», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье именины», «Детский сад», «Салон красоты», «Супермаркет», «Ателье», «Скорая помощь». Это игры, которые предпочитают девочки.
«Строители», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» - в эти игры активнее играют мальчики. Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом. Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, соотносят свои возможности, своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. Для формирования мужского поведенческого статуса для мальчиков необходим коллектив сверстников. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения.
Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц (2-3 ребёнка), тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с полоролевым женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами для организации визуального ряда и ближнего общения. Именно при таких условиях формируются нормы, жизненные ценности, стили женского поведения.
Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки, предметы - заменители и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу.
В результате целенаправленной работы по гендерному развитию детей через сюжетно-ролевую игру дошкольник сможет успешно адаптироваться в социуме и другой образовательной среде.