Конспект занятия по ритмопластике "Путешествие в страну "Ритмолэнд"
Конспект занятия по ритмопластике "Путешествие в страну "Ритмолэнд"
Автор: Мастихина Лариса Александровна
МБУ ДО «Центр внешкольной работы», р.п. Муромцево Омской области
Возрастная категория детей: 5-7 лет.
Цель занятия: обучить простейшим приемам ритмопластики.
Задачи:
- Научить владению своим телом, умению ощущать красоту своих движений, ритмично и выразительно двигаться.
- Научить воспринимать музыкальные образы и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.
- Совершенствовать навыки и умения детей в выполнении композиций движений по ритмопластике.
- Развивать чувство ритма, ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавать ее в движениях .
- Развивать творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий, умение самореализовываться.
- Воспитывать любовь к творчеству, музыке, ритмике.
Оборудование: гимнастический зал, ноутбук, аудиозаписи музыкальных композиций на флеш-носителе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под музыку марша дети энергичным шагом идут по кругу, по хлопку перестраиваются врассыпную, по хлопку - идут по кругу. Останавливаются.
Разминка - ритмическое упражнение на снятие мышечного напряжения
Педагог: поздоровайтесь поочередно за обе руки с соседом, с одной и с другой стороны.
Под музыку с закрытыми глазами спокойно двигаемся по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего соседа и кивните друг другу.
Под веселую музыку двигаемся свободно по залу.
Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.
При возобновлении - встаньте снова в круг.
Дети стоят в кругу.
Педагог: Задание: не перепутайте движение.
На слово «земля» - руки вниз.
На слово «вода» - руки перед собой.
На слово «воздух» - руки вверх.
На слово «огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Педагог: Приглашаю вас, мои хорошие, отправиться в удивительную волшебную страну Ритмолэнд, жители которой очень любят музыку и прекрасно танцуют. А поедем мы туда на волшебном паровозике. Предлагаю поиграть в игру «Паровозики»
Игра-превращение (на мышечное напряжение и расслабление) «Паровозики».
Педагог: Ну, что ж, паровозики вы все отличные.
Скорей собирайтесь на утренний поезд
Давно ожидают нас травы по пояс,
Скорее спешите в такие края,
Где танцами славными блещет земля.
Дети строятся в паровоз, кладут руки на плечи впереди стоящему и «едут».
Паровоз, паровоз
Новенький блестящий,
Он вагоны повез
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Зайцы пушистые,
Кошки да мартышки.
Вот какой паровоз
К празднику купили,
Вот какой паровоз
Детям подарили.
Дальняя дорога,
Вдоль нашей комнаты
Прямо до порога.
Чух-чух-чух-чух.
Встанем, деточки, в кружок,
И получится лужок.
По нему пойдем гулять,
Разны травки собирать. (музыка)
Сели-встали, сели-встали
Ножками потопали,
Каблучками постучали,
Ручки-ручки танцевали
Покружились
Покружились,
И головкой поклонились
По диагонали:
Большие ноги шли по дороге, (большой, широкий шаг)
Маленькие ножки бежали по дорожке, (короткий шаг)
По ровненькой дорожке, (шаги « утюжки»)
По ровненькой дорожке, (шаги « утюжки»)
Шагают наши ножки (шаги « марш»)
Раз-два, раз-два (шаги «марш»)
По камешкам, по камешкам, (на полу-пальцах)
По камешкам, по камешкам. (на полу-пальцах)
Раз-два.
Ритмический танец «Паровоз»
1-4 такты – «пружинка». Руки согнуты в локтях – изображают движение колес.
5-8 такты – ходьба на месте, руки на пояс.
9-12 такты – повторение движений 1-4 тактов.
13-16 такты – повторение движений 5-8 тактов.
17-24 такты – ходьба на месте без отрыва пальцев от пола, поочередно опускаются правая и левая пятки. Правая рука вытянута вперед, левая согнута в локте. Руки поочередно меняют положение.
25-30 такты – ноги стоят в 4 позиции. Корпус поворачивается вправо и влево. Руки исполняют движение «моторчик».
Основная часть.
Педагог: Вот и приехали мы в волшебную страну Ритмолэнд. А теперь друг к другу повернись и в волшебников страны Ритмолэнд превратись.
Творческие задания на воображение.
Дети стоят в кругу, и под вступление к «Вальсу цветов» П.И. Чайковского выполняют действия художников Педагог: Представьте, что вы – художники – волшебники страны Ритмоленд
Руки – это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь – в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь – лучики, выразительные глаза.
Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.
Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Волшебными цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем
Послушайте: ветер шумит веточками дерева – какого? (Березы.) Рисуем
Итак, мы в волшебном лесу, на полянке
Представьте, что вы – волшебные цветочки. (дети садятся на корточки)
Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками – это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит. Вот какую волшебную страну мы себе нарисовали!
Какие вы молодцы! Давайте поаплодируем себе. Но хлопать мы будем тоже не просто, а так, как аплодируют в стране Ритмолэнде
Звучит музыка с четким ритмом. Выполняются тренинг «Звонкие ладошки» - хлопки «Колокола», «Колокольчики», «Тарелка», «Бубен», «Подушечка», «Ловлю комариков», «Вертушки»
Дети рассаживаются на стулья.
Педагог: Отличные аплодисменты! Ребята, а вы знаете, как живут жители страны Ритмолэнд? Весело! Под звуки задорной плясовой у них проявляется желание притопывать то одной, то другой ногой, а плавный лирический мотив вызывает у них неторопливые движения. Давайте разучим несколько движений, чтобы ни в чем не отставать от жителей страны Ритмолэнда. Встаньте в круг и повторяйте за мной.
Звучат мелодии разных ритмов. Разучиваются элементы хореографии «Простой хороводный шаг», «Шаг на всей ступне», «Переменный шаг», «Веселый каблучок», «Я настойчив!», «Топотушки-рассыпушки», «Я веселый!», «Я кокетлив», «Я озорной», «Я стремительный», «Я легкий», «Пружинка», «Прыгаю как мячик», «Я порхаю как мотылек».
Закрепление нового материала.
Педагог: Запомнили вы, ребята, волшебные движения жителей страны Ритмолэнда? А сейчас произойдет настоящее волшебство. Сейчас вы, как настоящие жители страны Ритмоленда, самостоятельно подберете движения, подходящие к мелодиям, которые прозвучат. Главное – всегда очень внимательно слушать музыку: меняется мелодия – меняется выражение, повторяется звучание – можно повторить и движение.
Раз, два, три, повернись,
И волшебству удивись.
Дети поворачиваются вокруг себя. Звучат мелодии разных ритмов. Дети импровизируют под заданные ритмы
Педагог: Молодцы, ребята, все справились. Двигались вы очень красиво
Упражнение на дыхание Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок стоит делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух(и так несколько раз)
Педагог: А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую – на пояс. Живот – это воздушн Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: Малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Рефлексия.
Педагог: Вот и побывали мы в волшебной стране Ритмолэнде, жители которой очень любят музыку и прекрасно танцуют. Скоро и вы научитесь красиво двигаться и танцевать. А скажите ка мне, ребята, понравилось вам в стране Ритмолэнде? Давайте сделаем так: если понравилось – похлопайте в ладошки, а если понравилось очень-очень – похлопайте в ладошки и потопайте.
Я очень рада. Все молодцы, всем спасибо за красоту движений. До встречи!
Методические рекомендации для педагога
Хлопки в ладошки используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. По своему выразительному значению они близки к притопам. Следует с самого начала обратить внимание на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Вариантов хлопков может быть множество. Необходимо каждому дать название, чтобы наполнить движение эмоциональным смыслом.
Тренинг «Звонкие ладошки»
1. «Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
2. «Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое.
3. «Тарелка» - скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.
4. «Ловлю комариков» - легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу – согнутыми в локтях руками.
5. «Бубен» - хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой.
6. «Подушечка» - хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.
7. «Вертушки» - основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.
«Простой хороводный шаг»
Отличается от обычной ходьбы несколько большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы.
«Шаг на всей ступне»
Исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус очень прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках». Руки складывают на груди или ставят на пояс кулачками.
«Переменный шаг»
Считается основным шагом русской пляски. В большинстве случаев он исполняется плавно и легко, с подчеркнутой устремленностью вперед. Переменный шаг состоит из двух небольших шагов вперед (правой и левой ногой на счет «раз-и») и третьего удлиненного шага (правой ногой), который длится целый счет «два-и». После этого на «раз-и» короткие шаги начинаются с левой ноги.
«Веселый каблучок» (движения для ног)
Притопы – одно из основных движений танца, соответствующие веселой, плясовой музыке и передающие ее ритмичный рисунок. При энергичных, сильных притопах ногу следует поднимать выше и быстрее, а опускать чуть тише. Колено опорной ноги должно слегка пружинить.
«Я настойчив!»
Притопы одной ногой под силу даже маленьким детям. В веселой пляске эти движения (па) хорошо активизируют малышей. Надо следить, чтобы при повторении пляски дети поменяли ногу и, притопывая, не выносили ногу далеко вперед. Руки при этом лучше всего ставить кулачками на пояс, что сохраняет осанку.
«Топотушки-рассыпушки»
Притопы двумя ногами – поочередно – быстрые топочущие шажки на месте. При их выполнении колени должны быть слегка согнуты, а корпус прямым. Движение соответствует задорной, шутливой музыке.
«Я веселый!»
Переменные притопы выполняются то одной, то другой ногой с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной: на счет «раз» топнуть впереди себя; на «два» - приставить ногу к ноге; потом проделать то же с другой ноги. Чем старше ребенок, тем быстрее они могут исполнять притопы. Чтобы не потерять равновесия, не следует выносить топающую ногу далеко вперед, лучше ставить ее рядом с опорной. Корпус во время движения необходимо держать прямо.
«Я кокетлив»
Выставление ноги вперед на пятку или на носок – элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело; корпус остается прямым. На носок нога выставляется мягко, и чуть скошено вперед, подъем выпрямляется. Корпус можно слегка наклонить к выставленной ноге, взгляд направить на носок (будто глядя на свой красивый башмачок). Во всех случаях ногу следует выставлять недалеко от опорной, чтобы не переносить на первую тяжесть.
«Я озорной»
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед – одно из любимых плясовых движений детей. Во время него надо следить, чтобы ребята не теряли хорошей, прямой осанки и старались держать ноги близко одна к другой. Чем старше ребенок, тем легче ему выносить ногу вперед, не сгибая колено и почти касаясь носком ноги пола. Стопу при этом следует слегка повернуть внутрь. Такие прыжки не следует делать очень сильными, они должны быть соразмерны с возможностями детей. Корпус должен остаться спокойным, чуть откинутым назад, руки положены на пояс кулачками или скрещены на груди.
«Я стремительный»
Боковой галоп – элемент бальных и многих народных танцев. При галопе вправо движение идет правым плечом вперед; в сторону движения не поворачивается; правая нога делает шаг вправо, левая приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо; при движении влево – наоборот. Носки обеих ног слегка разведены в стороны. Характер движения полетный, легкий. Если музыка стала более энергичной, правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше. Чтобы скорее научиться этому движению, исполнять его сначала лучше по прямому направлению, лишь затем по кругу.
«Я легкий»
Шаг польки – это сочетание легкого пружинящего бега и подскоков: на счет «раз-и-два» - три небольших шага бегом на носках – правой, левой, правой; на «и» - подскок на правой ноге, левая слегка сгибается в колене. Затем три шажка – левой, правой, левой – и подскок на левой ноге.
Полька – чешский танец, название которого произошло от слова «пулка», т.е. половинка. Соответственно названию танца вместо четвертого шага выполняется его половинка – подскок.
Танцуя польку, девочки обычно красиво придерживают юбочку, а мальчики кладут руки на пояс кулачками.
«Пружинка»
«Пружинка» - движение исполняется без остановок, включает полуприседание вниз и вверх на слегка согнутых коленях, без напряжения мышц. Используется удобный для детей темп, не слишком быстрый, но и не замедленный.
«Прыгаю как мячик»
Подпрыгивание – элементарный вид движения, доступный детям любого возраста. Больший или меньший отскок от пола может быть использован в зависимости от характера музыкально-двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно, мягко сгибая колено. Корпус всегда должен оставаться прямым. Подпрыгивания могут варьироваться: на двух ногах, на одной, попеременно, в чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.
«Я порхаю как мотылек»
Подскоки с ноги на ногу обычно выполняются под музыку веселой польки и передают ее беспечный, непринужденный и легкий характер. Движение выполняется без напряжения, шаг небольшой. Ребенок должен стараться хорошо оттолкнуться от пола, устремляясь корпусом вверх. Качество движения зависит от степени развития стопы ребенка. Для ее укрепления (а значит, и для совершенствования подскока) следует выполнять тренировочные упражнения: в умеренном ритме и темпе активно подниматься на носки, крепко держать за талию, или, активно отталкиваясь от пола, прыгать как можно выше, выполняя для лучшего отскока одновременно хлопок над головой.