Консультация для воспитателей «Изучение семей воспитанников»
Консультация для воспитателей «Изучение семей воспитанников»
Автор: Витеник Елена Васильевна
МБДОУ № 77 «Золотая рыбка», г. Брянск
Создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей как его равноправных составляющих, возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи. Однако семья является достаточно закрытым воспитательным институтом, неохотно раскрывающим стороннему наблюдателю особенности своей жизнедеятельности и взаимоотношений. Она никогда не открывается другим людям полностью, а лишь настолько, насколько это может создать положительное представление о ней.
Педагогу, проводящему исследование, необходимо заручиться согласием семьи. Затем, планируя и осуществляя такое изучение, нужно решить проблему: как, с одной стороны, учесть неповторимость каждой семьи — общекультурный и образовательный уровни ее членов, нравственно-психологические установки, жизненный опыт, а с другой — не нарушить хрупкие границы вторжения в семью, законодательно определенные правом человека на неприкосновенность его личной жизни.
В решении этой сложной проблемы педагогу может помочь план изучения семьи, позволяющий провести исследование семьи последовательно, системно, потратив при этом минимум времени и ограничив весь объем поступающей о семье информации той ее частью, которая необходима для планирования, организации и проведения различных форм работы с родителями.
Составление плана может происходить постепенно по мере накопления сведений о семье. Однако он не должен стать бланком, заполненным раз и навсегда. В нем нужно оперативно отражать любые изменения в жизни семьи.
Методы изучения семьи.
Реализация плана изучения семьи происходит с помощью различных способов, позволяющих собирать, анализировать, обобщать данные, характеризующие семью, исследовать многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Изучение семьи требует использования совокупности методов — наблюдения, эксперимента, тестов, опроса, беседы. К основным методам исследования в педагогике и психологии относят наблюдение и эксперимент. При изучении семьи наиболее распространен метод наблюдения.
Наблюдение — целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Организация наблюдения за семьей предполагает обязательное планирование, которое включает следующие этапы:
1. Определение цели и задач наблюдения, например, достижение целиизучения особенностей общения взрослого с ребенком может происходить путем реализации задач исследования эмоционального отношения взрослого к ребенку, оценочной деятельности, требований, вопросов к детям. В свою очередь, каждая из этих задач на какой-то промежуток времени может стать самостоятельной целью, достижение которой потребует выдвижения промежуточных задач. Например, изучение оценочного отношения взрослого к ребенку потребует исследования систематичности, дифференцированности, объективности, мотивированности и многого другого в оценке родителями своего ребенка.
2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. За ребенком и родителями, их личностными качествами и особенностями взаимоотношений можно наблюдать в детском саду (во время занятия или игры ребенка со сверстниками, взаимодействия родителей с ребенком в утренние и вечерние часы) и при посещении семьи. В неформальной обстановке праздников, развлечений, экскурсий, походов детей и родителей можно наблюдать их новые черты, которые до этого не были доступны.
Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации. Таким способом служит так называемое «включенное наблюдение», позволяющее увидеть те особенности жизни семьи и взаимоотношений в ней, которые при внешнем наблюдении, наблюдении со стороны нередко бывают скрыты. Осуществить включенное наблюдение позволяют специально создаваемые педагогом ситуации совместного труда, досуга родителей с детьми.
Выбор способов регистрации наблюдаемого, например, подробная запись поступков и слов с последующим их анализом не всегда приемлема по ряду причин. Во-первых, наблюдатель просто не в состоянии записать все происходящее и невольно выделяет те элементы, которые субъективно считает наиболее важными и при этом игнорирует другие. Во-вторых, записывание происходящего исключает основное достоинство наблюдения — незнание объектом того, что за ним наблюдают. Использование для записей магнитофона, диктофона или видеокамеры преодолевает первый недостаток рукописных записей, т.е. техника беспристрастно фиксирует все, и к таким записям можно обратиться многократно. Но второй недостаток — неестественность проявлений наблюдаемого объекта в случае обнаружения наблюдения — сохраняется. Выходом может стать организация наблюдения несколькими педагогами, ведение ими независимых записей и последующее их сравнение, а также разработка параметров наблюдаемого поведения и способов их фиксации.
Обработка и интерпретация полученной информации может носить количественный или качественный характер. Количественная обработка представляет собой подсчет регистрируемых при наблюдении фактов. Например, можно подсчитать, как часто родитель обращается к ребенку по имени. Качественная обработка может состоять либо в выявлении взаимосвязи между наблюдаемыми фактами, представлении их в виде какой-нибудь структуры, либо в выделении фаз (стадий) в развитии наблюдаемого явления. Примером первой разновидности качественной обработки может быть установление связи между несогласованностью воспитательных воздействий родителей и нарушением ребенком норм и правил поведения. Примером второй разновидности качественной обработки служит выделение в процессе длительного наблюдения изменений в организации совместных форм деятельности в семье: от изоляции ребенка от семейных дел и забот к эпизодическому привлечению к ним, и далее к посильному периодическому участию в делах семьи.
3. Интерпретация — придание исследователем определенного значения полученным данным. Подобно тому, как в русском языке есть многозначные слова, так и в наблюдении один и тот же результат можно объяснить по-разному. Как уже говорилось, наблюдение, к сожалению, несвободно от субъективной позиции наблюдателя, который обладает не только определенной квалификацией, опытом, но и установками и стереотипами.
Интерпретация полученных в ходе наблюдения данных связана с подтверждением или опровержением выдвинутой гипотезы — предположительного ответа на вопрос о причинах тех или иных событий, о факторах, определяющих специфику обнаруженных явлений. Например, педагог мог предположить, что агрессивность ребенка в отношении сверстников проистекает из родительское установки на то, что агрессия — лучший способ защиты. Подтвердить или опровергнуть это предположение только на основании данных наблюдения за ребенком в течение дня невозможно. Поэтому педагог может использовать данные, полученные в ходе наблюдения за общением родителей и ребенка во время прихода и ухода из детского сада, посещения семьи, анкетирования родителей. Если в результате педагог выясняет, что члены семьи воспитанника не придерживаются такой точки зрения, то выдвигается новая гипотеза: агрессивность ребенка в отношении сверстников вызвана чрезмерной суровостью наказаний в семье. Новая гипотеза снова проверяется разными методами. Так происходит до тех пор, пока полученные данные не подтвердят выдвинутое предположение, что становится основой для принятия педагогом решения о направлении взаимодействия с этой семьей.
Таким образом, определение цели и задач наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения, выбор способа наблюдения и регистрации наблюдаемого, обработка и интерпретация полученной информации — необходимые этапы планирования исследования, помогающие в его осуществлении.
Разновидность наблюдения— самонаблюдение, предполагающее изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими проявлениями. Однако высокий уровень развития абстрактно-логического мышления и способность к рефлексии, необходимые для самонаблюдения, ограничивают возможности применения этого метода.
Самонаблюдение может вестись взрослыми членами семьи в свободной форме в виде дневника, в котором подробно описаны особенности личности ребенка, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, характеризуется общение взрослых с ребенком.
Воспитывающим взрослым можно предложить написать совместно или раздельно тематическое сочинение, например, на тему «Мой ребенок» или «Моя семья».
Для облегчения самонаблюдения педагог может задавать наводящие вопросы, например, такие:
— Как Вы считаете, как Вас воспринимает сын (дочь)?
— Считаете ли Вы, что понимаете своего ребенка?
— ЧтоВы чувствуете, когда ребенок не выполняет Ваших требований?
— Какие темы являются запретными для обсуждения с детьми в Вашей семье?
— Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время?
— Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
Эти разновидности самонаблюдения, с одной стороны, позволяют педагогу получить ценную информацию, недоступную внешнему наблюдателю, с другой — стимулируют обращение родителей к своему опыту воспитания и, возможно, в последующем пересмотр позиций, на которых он основан.
Если вернуться к определению наблюдения как организованного восприятия исследуемого объекта, то со всей очевидностью в качестве этого объекта может выступать не только деятельность, но и ее продукт. Поэтому понятным становится мнение ряда исследователей относительно метода анализа продуктов деятельности как разновидности наблюдения.
В процессе анализа продуктов деятельности исследователь имеет дело не с самим ребенком, а с сюжетом игры, постройкой из кубиков, рисунком, рассказом. При этом он анализирует процесс изготовления продукта этой деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, речевой) и благодаря этому обнаруживает особенности личности и межличностных отношений испытуемого.
Учитывая, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, игры с семейным сюжетом для наблюдательного педагога могут дать много информации о семье. У одинаковых по сюжету игр в семью может быть совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих детей, другая — постоянно собираться в гости и краситься, третья — вечно стирать и гладить, четвертая — заниматься со своими «детьми» и читать им книжки. Необходимо учесть, что отражение ребенком в игре роли воспитывающего взрослого может быть утрированным, но тем не менее общие тенденции следует принять в расчет.
Интерпретация продуктов детской деятельности во многом носит проективный характер и требует специальных навыков, о чем будет сказано далее в разделе о проективных тестах. Однако метод анализа продуктов детской деятельности отличается от проективных тестов тем, что в первом случае получаемый продукт — результат свободной самостоятельной деятельности детей, а в проективных тестах ребенок создает продукт по заданию исследователя.
Второй из основных методов исследования — эксперимент.
Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо факт. Его в отличие от наблюдения трудно организовать так, чтобы исследуемый не знал об этом. Эксперимент требует относительно полного контроля экспериментатора, а значит «прозрачности» жизни семьи, необходимости для ее членов все время контролировать себя. Следовательно, организация эксперимента в рамках семьи может привести к тому, что в течение достаточно длительного времени будут нарушены ее естественная жизнедеятельность и сложившиеся в ней взаимоотношения. Поэтому применение данного метода в изучении семьи ограничено.
Эксперимент может быть организован в том случае, когда исследовательская работа, проводимая ДОУ, нуждается в поддержке и помощи со стороны родителей и продолжении ее в условиях семьи, но при этом экспериментальная работа не должна идти вразрез с ее интересами.
К вспомогательным методам исследования в психологии и педагогике относятся: тест, беседа, опрос и др.
Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное по времени испытание, во время проведения которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя: отвечает на вопросы (тест-опросник) или решает практическую задачу (тест-задание).
В результате исследователь получает данные о выраженности у испытуемого психических свойств или состояний (психологические тесты) или о его знаниях, умениях, навыках (тесты достижений). Стандартизированность тестирования — наличие четкой процедуры сбора и обработки первичной информации — позволяет сравнивать данные по большим массивам испытуемых и устанавливать межиндивидуальные различия.
Несомненное достоинство тестов — их применимость к людям разного возраста, различных культур, имеющим разный уровень образования, разные профессии, неодинаковый жизненный опыт. Это позволяет использовать тесты в работе с родителями.
Однако несмотря на кажущуюся простоту тестирования, применение этого метода заключает в себе ряд трудностей и опасностей.
1. Интерпретация полученных в ходе тестирования данных требует от исследователя знания и учета истории создания теста, теории, на которую он опирается, сферы традиционного применения.
2. Любой психологический тест отражает теоретические взгляды его автора, и, следовательно, ограничен в понимании психического свойства или состояния, для изучения которого он предназначен.
3. Использование тестов осложнено возникновением привыкания к нему (испытуемые выполняют его механически), изменчивостью и непостоянством результатов (испытуемые могут специально изменять ответы). Такие эффекты могут быть вызваны следующим:
— изменением внутренних условий (физического самочувствия, настроения) или внешних обстоятельств (обстановка, инструкция, поведение исследователя);
— однообразием и монотонностью работы при выполнении длинных тестов, что приводит к утомлению;
— неоднократным использованием какого-либо теста через малые промежутки времени;
— знанием испытуемым того, как устроен тест и каким образом будут оцениваться его результаты.
4. Тест должен быть обязательно адаптирован к стране, культуре, возрасту испытуемых.
Широкомасштабная публикация всевозможных тестов с ключами, к сожалению, создает впечатление их доступности. Однако качество подобной продукции весьма низкое: литературные источники содержат устаревшие варианты тестов, искаженные опросники и рисунки тестовых ситуаций, некомпетентную интерпретацию.
Использование тестов требует от исследователя особых гуманистических установок, выполнения норм профессиональной этики. Родители и ребенок не должны быть объектами бесцеремонного исследования, их нельзя пугать внезапными проверками (в переводе с английского test — проба, проверка, испытание). Нельзя тестировать детей без согласия родителей, знакомить с результатами тестирования людей, не имеющих непосредственного отношения к воспитанию и обучению ребенка, а родители должны быть особым образом подготовлены к сообщению его результатов.
Учитывая вышеперечисленные характеристики тестов, каждый педагог ДОУ должен оценить уровень своей компетентности в вопросе тестирования. Как правило, этот уровень не так высок, поэтому применение тестов, в том числе в работе с родителями, — прерогатива психолога, получившего базовое психологическое образование.
В нашей стране чтобы определить как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи в большинстве случаев используют три наиболее известных теста: «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса; переходный опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера. Эти тесты применяются как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.
Обычные тесты-опросники и тесты-задания неприменимы в тех случаях, когда испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать наличие у себя каких-либо психологических свойств или состояний, например, мотивов поведения, отрицательных качества личности. В этих случаях применяют проективные тесты.
В переводе с латинского projectio означает «бросание вперед», что дало название механизму проекции — неосознанному перенесению на других людей своих потребностей, отношений, качеств.
В данной разновидности тестов исследуемому предлагается реагировать на неопределенную ситуацию, тем самым исследователь получает информацию о личностных особенностях ребенка или его родителей, отношениях между взрослыми и детско-родительских отношениях.
Проективный характер носят следующие задания.
1. Детский тест апперцепции (CAT) (Л. Беллак, С. Беллак).
2. Методика рисуночной фрустрации (С. Розенцвейг).
3. Тест-фильм (Р. Жиль).
4. Методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад).
5. Кинетический рисунок семьи (КРС) (Р. Берне, С. Кауфман), который может быть модифицирован в методику «Семья, которую я хочу».
6. Тест «Сказки» (Л. Дюсс), который может быть модифицирован в «Сказку про волшебную семью» (И. Годикова).
7. Тест словесных ассоциаций может быть проведен под видом игры «Думаем вслух».
Проективные тесты часто более информативны, чем обычные тесты-опросники и тесты-задания именно за счет большей свободы в интерпретации первых. Получение с их помощью точной и глубокой информации о семье возможно только квалифицированными психологами.
Педагоги при участии психолога в организации исследования и интерпретации также могут использовать задания, имеющие проективный характер.
Методика выяснения особенностей взаимоотношений в семье А.Д. Кошелевой состоит в обмене ролями играющих в семью взрослого и ребенка: педагог берет на себя роль ребенка, а ребенок — роль мамы (или другого воспитывающего взрослого). По ходу игры «ребенок» (педагог) обращается к ребенку в роли «мамы» с просьбами: разрешить заниматься каким-то делом, почитать книжку, поиграть с ним и т.д., т.е. предлагаются ситуации, близкие каждодневному опыту ребенка, неоднократно воспроизводящиеся в жизни. Дошкольник, выполняя роль, невольно воспроизводит свой жизненный опыт и типичные реакции своих родителей. Например, «ребенок» (педагог): «Мама, поиграй со мной!» — «Мама» (ребенок): «Играй сама! Мне некогда!»
Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить» используется с целью выявления эмоциональных реакций взрослых членов семьи на поступки ребенка.
Для проведения игры необходимы два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих разные жизненные события (мальчик разбил чашку, упал в лужу, бьет малыша, чистит свои ботинки, держит в руках розу, дергает кошку за хвост; девочка вытирает пыль, поливает растения, убирает постель, помогает маме нести сумку, ест конфеты из пакета, спрятавшись в укромное место, стоит перед дверью квартиры с котенком на руках и др.).
Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя их героем, а затем разложить следующим образом: если маме (папе, бабушке) поступок понравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит — к хмурому.
Анализ выполнения задания дает основание судить об отношении взрослых к ребенку (бывают семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка), о согласованности в домашнем воспитании (у разных членов семьи одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению реакции), о ценностях семьи (что именно радует и печалит взрослых).
Методика комментирования картинок состоит в описании («Что нарисовано?») и озвучивании («Что сказал(а) папа (мама)?») по очереди предъявляемых ребенку картинок, изображающих обычные семейные сцены (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; мальчик помогает маме мыть посуду, входит папа и т.п.). Дошкольник рассказывает о картинке, исходя из своего личного опыта, наделяя персонажей своими переживаниями, заботами. В уста взрослых членов семьи он вкладывает те слова, которые слышит от своих родителей в сходной ситуации. Например, слова папы, заставшего сына за мытьем посуды: «Заканчивай скорее и приходи играть в шашки! Ничего интереснее не придумал! Ты что — девочка? Марш из кухни!»
Оказывается, что не во всех семьях проснувшемуся утром ребенку желают доброго утра, говорят ласковые слова. Значительно чаще дети слышат: «Быстро вставай, а то я опять на работу из-за тебя опоздаю!»
Методика завершения рассказа предполагает, что ребенок вместе с педагогом сочиняет рассказ о мальчике (девочке). При этом педагог задает начало рассказа: «Мама ушла в магазин, а Лиза осталась дома с младшим братом. Братишка стал капризничать, и Лиза решила нарисовать ему картинку. Она взяла краски, лист бумаги, поставила банку с водой и начала рисовать. Она очень старалась, а братишка с интересом следил, как Лиза рисовала зайку с морковкой. Он нечаянно толкнул банку, и мутная вода разлилась по столу. Лиза расстроилась, но в это время пришла мама». Конец рассказа придумывает ребенок, в зависимости от того, как реагировала его собственная мама в подобной ситуации.
У некоторых детей мама успокоила их: «Ничего страшного! С кем такое не случается! Сейчас все приведем в порядок. Главное, что Лиза хорошо заботилась о брате». Концовки рассказов других детей были грустными: «Мама наказала Лизу за то, что она неряха!»
Методика неоконченных предложений отличается тем, что взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Например: «Когда я прошу купить мне мороженое, папа ...» «Если я упаду или ударюсь, то мама ...» «Если я плохо мою руки, то мама ...» «Если у мамы болит голова, то мы с папой ...» «Мама хвалит меня, если я .…» «Бабушка огорчается, когда я .…».
Помните! Данные, полученные с помощью проективных методик, обязательно должны уточняться другими методами.
Опрос — метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
В тех случаях, когда важно вести наблюдение за поведением и реакциями родителя, отвечающего на вопросы, используют устный опрос. Он позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки и больших затрат времени на проведение исследования.
Письменный опрос (опросник, опросный лист, вопросник, анкета) позволяет охватить исследованием большее количество родителей, но невозможность контролирования исследователем процесса заполнения анкеты приводит к несамостоятельности ответов родителей, влиянию со стороны окружения, искажению данных из-за недопонимания, невнимательности анкетируемых. Этот недостаток можно преодолеть, если провести опрос в форме интервью, т.е. опрос по анкете, но заполняемый интервьюером, а не опрашиваемым.
Результаты заочно проводимых письменных опросов труднее собирать. Однако перечисленные трудности не могут перевесить удельный вес достоинств метода опроса: его сравнительной экономичности, хорошей формализуемости результатов, минимума влияния исследователя на опрашиваемого, применимости к различным сторонам жизни людей.
Опрос может быть анонимным и персонифицированным. Данные, полученные от анонимного респондента, как правило, более искренни. Но поскольку цель изучения семьи педагогами ДОУ — возможность применения полученных сведений в последующем для индивидуализации работы с родителями, предпочтительнее проведение персонифицированных опросов, хотя ответы на вопросы при этом могут быть не совсем правдивыми.
Например, родители, часто прибегающие к физическому наказанию детей, вряд ли выберут соответствующий ответ в анкете; они, вероятнее всего, подчеркнут ответ «никогда не прибегаем к физическим наказаниям» или остановятся на ответе «иногда прибегаем к физическим наказаниям».
Анкета обычно посвящена определенной теме и состоит из трех частей: обращение к респонденту (человеку, отвечающему на вопросы), паспортичка и основная часть (вопросы и ответы).
1. В обращении к респонденту:
— указывается цель проводимого исследования;
— высказывается просьба принять участие, ответив на предложенные вопросы. Респондент должен почувствовать, что с ним советуются, тогда он будет отвечать откровенно;
— излагаются основные правила заполнения анкеты (выбор одного или нескольких вариантов ответа, подчеркивание выбранного ответа или выделение его каким-либо знаком, возможность написать свой ответ);
— заканчивается заверением в анонимности (по необходимости) и благодарностью за участие в анкетировании.
2. В паспортичке указываются вопросы о социально-демографических данных респондента: возраст, пол, образование, должность; по необходимости возраст и пол ребенка.
3. В основной части излагаются вопросы по изучаемой теме и варианты ответов к ним, что в дальнейшем облегчает обработку полученных данных.
Вопросы могут быть:
— закрытые (предусматривают не менее пяти вариантов ответов, среди которых респондент может выбрать ответ, наиболее согласующийся с его мнением);
— полузакрытые (помимо ответов предполагается изложение личного мнения респондента, например «Ваше мнение, укажите»);
— открытые (опрашиваемый высказывает свое мнение).
Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть предоставлено достаточно места.
Основная часть начинается с общих вопросов, выясняющих информированность или интерес к проблеме, о которой идет речь.
— Что, на Ваш взгляд, означает быть здоровым?
— Какого ребенка, на Ваш взгляд, можно назвать здоровым?
— Интересует ли Вас информация о сохранении, укреплении и формировании здоровья Вашего ребенка?
— Интересует ли Вас информация о сохранении, укреплении и формировании Вашего здоровья?
Далее следуют простые вопросы, касающиеся событий и фактов.
— Как часто болеет Ваш ребенок?
— Какие закаливающие процедуры Вы проводите?
Затем идут более сложные вопросы о мнениях и оценках.
— Какие профилактические мероприятия, по Вашему мнению, дают больший эффект?
— Как вы относитесь к нетрадиционным методам закаливания?
Еще более сложными являются вопросы, требующие выбора решений или ответа в свободной форме.
— Выберите из перечня оздоровительных мероприятий те, которые будут полезны Вашему ребенку: фито-, ароматерапия, ЛФК, массаж, бассейн, сауна, гидромассаж, соляная пещера, посещение тренажерного зала.
— Вопросы из какой области знаний о здоровье Вас больше всего интересуют?
Завершить анкету можно снова относительно простыми вопросами. Например, попросить родителей указать свой возраст, пол, образование, если этого не было сделано в начале анкеты.
Число вопросов должно быть не менее 7—10, но не более 20—25.