Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Чудесный мир шашек

Дата публикации: 2020-12-28 22:05:50
Статью разместил(а):
Вартанова Юлия Николаевна

Чудесный мир шашек

Автор: Вартанова Юлия Николаевна

 

Актуальность.

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на      несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, городские турниры в детских садах).

Цель, задачи. Цель программы:

Создание условий для социально-личностного и интеллектуального развития дошкольников, через обучение игре в шашки, привитие интереса к игре.

Задачи: Обучающие:

- Обучение технике игры в шашки;

- Ознакомление детей с теорией шашечной игры. 

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;

- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания;

- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

- Прививать навыки самодисциплины;

- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Коррекционные:

- помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее,

- учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Методические принципы:

· Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

· Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

· Принцип доступности, последовательности.

Дидактические принципы:

· Принцип деятельности: дети добывают знания в процессе собственной умственной деятельности.

· Принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения игре в шашки.

· Принцип психологической комфортности: создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.

· Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

· Принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

· Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

· Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Возраст детей.

Многочисленные исследования доказывают, что шашки и шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов- в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль-7 лет). Моя программа рассчитана на детей 3-4 года.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

К концу обучения дети должны знать:

· Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;

· Правила хода.

К концу обучения дети должны уметь:

· Ориентироваться на шашечной доске;

· Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;

· Правильно располагать доску между партнёрами;

· Правильно располагать фигуры перед игрой;

· Решать простые шашечные задачи.

Формы проверки результативности занятий:

- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на занятиях;

- игры-соревнования по шашкам;

- участие в интеллектуальных играх.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечно-игровой турнир.

Сроки реализации.

План самообразования рассчитан на один год обучения для детей второй младшей группы дошкольного возраста.

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю не более 30 минут.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Отличительные особенности.

Игра в шашки.

Программа предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами.

Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок – сверстник – родитель – педагог. 

Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей второй младшей группы дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки.

Содержание программы.

При обучении детей игре в шашки и в шахматы процесс обучения проходит ненавязчиво и интересно. Знакомство детей с новым для них материалом начинается в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказываем детям о правилах игры в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начинают в них ориентироваться и перестают путаться.

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эти игры содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно знакомим детей с историей возникновения этой игры, затем демонстрируем им доску, фишки, фигуры черного и белого цветов, после чего учим правильно расставлять их на игровом поле, объясняем, почему все фигуры ставятся только на свои места и так далее .Необходимо также четко сформулировать суть игры. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках и шахматах, приступаем к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

Играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него ( победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

Играя в шашки и в шахматы, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Педагог на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.

На занятиях обучения детей игре в шашки учим детей уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный.

Подводим итог всего курса обучения проведением итогового соревнования между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

Условия реализации:

Методическое обеспечение

- Карточки-дебюты;

- Опорные схемы;

- Набор шашек и шашечных досок;

- Простой карандаш;

- Линейка;

- Бумага для рисования.

Наличие социального партнёрства:

1. Открытые занятия для родителей на неделе открытых дверей

2. Участие в соревнованиях «Чудо - шашки».

3. Совместное проведение занятий с родителями.

4. Анкетирование удовлетворенности родителями данной программой.

 

Список литературы:

1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.

2. Бодров И.М., Высоцкий В.М.. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.- М.: Владос, 2001

3. Гарет Уильям. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире. М. Терра. 1998 г.

4. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007г.

5. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011г.

6. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.

7. Сухин И.Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.

8. Сухин И. Г. «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

9. Сухин И. Г «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

10. Сухин И.Г."Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет", М.: Новая школа, 1994 г.

 

.  .  .