Методическая работа с педагогами по реализации инклюзивной практики

Дата публикации: 2020-12-27 22:02:53
Статью разместил(а):
Шишебарова Наталья Валериановна

Методическая работа с педагогами по реализации инклюзивной практики

Автор: Шишебарова Наталья Валериановна

МБДОУ «Тотемский детский сад № 9 «Сказка»

 

Важным условием эффективности инклюзивного образования является организация своевременной и систематической кадровой подготовки, переподготовки, получения дополнительного образования для педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения. Овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями позволит им организовать образовательный процесс с детьми с ОВЗ и отклонениями в развитии более квалифицированно.  

Цели, задачи, формы и содержание работы в рамках методического сопровождения педагогов по реализации инклюзивной практики планируются с учетом уровня профессиональной компетентности каждого педагога. 

Работу по повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках дошкольного образовательного учреждения целесообразно начинать с   консультаций, кратких лекций по ознакомлению с теоретическими основами и нормативной правовой базой инклюзивного образования. Через формы работы, требующие обсуждения различных мнений, познакомить педагогов с содержанием и значением инклюзивного образования, определить возможности использования инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Создать условия в учреждении для совместного и самостоятельного изучения педагогами опыта работы с детьми с ОВЗ через методическую литературу, обобщенный практический опыт работы коллег из других образовательных учреждений.  Для этого организуются выставки научной и методической литературы, по формированию профессиональной компетентности педагогов, реализующих практику инклюзивного образования, (в том числе электронные), подбираются картотеки методических пособий с кратким анализом содержания. 

С привлечением консультативной помощи специалистов, необходимо познакомить педагогов с категориями детей с различными физическими, психическими нарушениями развития и причинами их возникновения, а также с психолого-педагогическими особенностями каждой категории, которые необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционной работы. 

Для понимания специфики организации и содержания образовательного процесса, целесообразно провести обучение педагогов составлению модели педагогической деятельности: разработка АООП, ИОМ, перспективного планирования,  планирования непосредственно образовательной, совместной деятельности с детьми с ОВЗ, оформления необходимой документации. Более эффективной в этом вопросе будет практическая деятельность рабочих групп, созданных в учреждении по образовательным потребностям детей. Совместная деятельность педагогов и специалистов будет способствовать разработке документов, содержание которых позволит оказывать нуждающимся детям своевременную, комплексную, грамотную помощь. 

С целью оптимизации и возможной корректировки образовательного процесса необходимо познакомить педагогов с оптимальными методами, приемами работы, доступными образовательными технологиями, соответствующими задачам образовательной деятельности с учетом различных нарушений развития детей. Презентация опыта работы, посещение и анализ открытой образовательной деятельности, практикумы - способствуют овладению педагогами практическими методами и приемами работы с детьми с учетом особенностей педагогического взаимодействия.

Наиболее эффективной формой являются семинары-практикумы, включающие в себя теоретические аспекты, обмен опытом работы и практические задания, в результате которых, у педагогов формируются соответствующие педагогические умения и способы постановки задач педагогической деятельности в процессе инклюзивной практики. 

Проведение семинаров-практикумов требует значительной предварительной подготовки не только организаторов, но и его участников. Тематическая направленность таких мероприятий для педагогов, работающих с детьми с ЗПР, обусловлена   тем, что поступление ребенка с ЗПР в группу общеразвивающей направленности накладывает на педагогов особую ответственность. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы. Чтобы этого не допустить, необходима ранняя диагностика и своевременная коррекционная помощь с целью подготовки детей с ЗПР к школьному обучению и обеспечению полноценного образования и максимальной реализации потенциальных возможностей. Поэтому целесообразно спланировать изучение вопросов: 

- психолого-педагогической характеристики детей с различными нозологиями;    

- психолого-педагогической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению;  

- организации психологической диагностики детей с ЗПР;  

-  организации психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР.  

Тематическая направленность семинаров-практикумов для педагогов, работающих с детьми с УО, обусловлена тем, что появление в ДОУ воспитанников с интеллектуальной недостаточностью требует от воспитателей и специалистов  изучения особенностей психического развития таких детей, поиск организационных форм их воспитания и обучения, разработки и внедрения  новых коррекционных технологий. Убедительно доказано, что раннее включение этих детей в систему коррекционно-развивающего обучения приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется весь их личностный облик.

В настоящее время существуют разнообразные формы оказания коррекционной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. Для грамотного оказания помощи, от педагогов требуется знание особенностей развития  таких детей, особенностей оказания  адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, т.к. отсутствие ее приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной   дезадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная. Поэтому целесообразно спланировать изучение вопросов: 

-  создания педагогических условий для обучения детей со сниженным интеллектом;

- оказания коррекционной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. 

После изучения данного материала воспитателям можно предложить домашнее задание для семинара-практикума: подготовить психолого-педагогические характеристики  показателей  нормы и отклоняющегося  развития в онтогенезе (норма/ ЗПР/ УО) в  младшем и старшем дошкольном  возрасте, а затем обсудить особенности  показателей  нормы и отклоняющегося  развития, особенности формирования различных функций организма в различные возрастные периоды, влияние неблагоприятных факторов, изменения в состоянии здоровья, поведении малыша, на которые необходимо своевременно обратить внимание.   

Для обучения и развития детей с ОВЗ необходимо наличие качественной, безопасной, насыщенной развивающей предметно-пространственной среды. В каждой группе, где есть дети с ОВЗ, необходимо оборудовать уголок с играми, игрушками, наглядным материалом и др. в соответствии с потребностями детей.   В группах необходимо разработать перечни игрушек, игрового развивающего оборудования в соответствии с требованиями реализуемой программы, с потребностями и возможностями детей.  

Создавая условия для эффективной работы с детьми с ОВЗ, необходимо подготовить педагогов к конструктивному взаимодействию всех участников образовательного процесса. Работа с родителями детей с ОВЗ включает целый ряд вопросов, направленных на оказание педагогической помощи, повышение их компетентности в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родителям воспитанников необходимо предлагать информацию по организации работы с детьми с ЗПР и УО в дошкольном учреждении и дома. Их заинтересуют подборки игр и игрового оборудования для развития детей, рекомендации по организации занятий с детьми дома, по выстраиванию взаимоотношений с детьми с учетом особенностей ребенка. Для повышения педагогической компетентности родителей, необходимо сделать доступными для посещения образовательную и коррекционную деятельность, режимные моменты.

Для  построения партнерских отношений педагогов  с родителями с целью обеспечения оптимальной поддержки, удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития, с педагогами организуются практикумы, с использованием различных приемов: например, моделирование педагогических ситуаций, решение педагогических задач, ситуативно-ролевые игры, предполагающие создание ситуаций вариативно-профессионального поведения. Данные приемы активизируют педагогов, помогают использовать теоретические знания на практике, позволяют педагогам проанализировать свою деятельность в конкретной ситуации и даже, в какой-то степени, подготовиться к той или иной ситуации. Использование педагогами актуальных форм работы с родителями способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами, повышению качества образования и социализации детей с ОВЗ.      

Систематические образовательные встречи с коллегами позволяют активизировать педагогическое взаимодействие воспитателей, специалистов и администрации дошкольного учреждения, тем самым способствуют повышению эффективности образовательного процесса с детьми с ОВЗ.   

Таким образом, система целенаправленных мероприятий будет способствовать развитию профессиональной компетентности педа­гогов при организации работы с дошкольниками с ОВЗ. Это необходимо учитывать при планировании методической работы учреждения, обращая внимание на   содержание работы и на использование эффективных форм обучения пе­дагогов, т.к., по требованию профстандарта, каждый педагог должен знать и грамотно   использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями и специальными потребностями в образовании.