Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через экологическое воспитание

Дата публикации: 2020-12-27 21:48:49
Статью разместил(а):
Шишебарова Наталья Валериановна

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через экологическое воспитание

Автор: Шишебарова Наталья Валериановна

МБДОУ «Тотемский детский сад № 9 «Сказка»

 

Потребность общества в духовно-нравственном развитии актуальной была и будет всегда. Человечество не сможет существовать без способности сопереживать и помогать ближнему, заботиться об окружающей действительности. Изменить мировоззрение взрослого человека очень трудно, порой невозможно, поэтому духовно-нравственное развитие является одним из приоритетных направлений образовательного процесса детей дошкольного возраста. Самый доступный и неиссякаемый источник духовного развития дошкольников  -  это природа, воспитательное воздействие которой  на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Она  постоянно окружает детей и  очень рано входит в их жизнь. 

Природа, окружающий мир являются базовыми нравственными ценностями, а значит, экологическое воспитание, формирование у дошкольников естественнонаучного мировоззрения, осознания ответственности за жизнь планеты и свое будущее считаются  обязательными условиями духовно-нравственного развития личности современного дошкольника.

Маленьким детям не нужно долго рассказывать о проявлении заботы и бережном отношении к природе и всему живому. Благодаря особой эмоциональности и душевной отзывчивости, им достаточно видеть правильный образец поведения окружающих взрослых в природе и жизни. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда наблюдение за поведением взрослых формирует эмоционально-ценностное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас.

Учитывая это, дошкольное образовательное учреждение планирует и проводит работу по воспитанию действенной любви, настоящей заботы о природе, по формированию культурной и духовной базы во взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, социального окружения. 

Экологический компонент образования, реализуемый в учреждении, представлен в основной Образовательной программе дошкольного образования ДОУ, рабочих программах всех возрастных групп.

Материал экологического содержания, включая региональный компонент, интегрируется в разных видах детской деятельности, охватывая, при этом все образовательные области. Он систематизирован по тематическому принципу, с учетом времени года. Экологическая образовательная деятельность носит развивающий характер обучения, основанный на детской активности, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации. К одной и той же экологической теме дети возвращаются по несколько раз через различные виды деятельности, формы организации, решая  разные цели и задачи, при этом педагоги делают упор не только на расширении  знаний, представлений, понятий детей, но и  на усложнении педагогических приемов и методов обучения.

Так, на занятиях по формированию целостной картины мира педагоги формируют представления о птицах, в образовательной изобразительной деятельности детей учат рисовать птиц, в процессе конструктивной деятельности предлагают построить скворечник для птиц, на музыкальных занятиях разучивают  песни про птиц, на прогулках  организуют наблюдения за птицами, играют в подвижные, коммуникативные игры,  в содержании которых присутствуют птицы, их отличительные признаки, особенности. На логопедических занятиях через решение коррекционных задач закрепляют знания о зимующих и перелетных птицах.

Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают богатый опыт в выборе нравственного пути и решения посредством такого выбора внешних и внутренних проблем.

Большую помощь воспитателям и педагогам-психологам оказывают игры-беседы с перевоплощениями, предложенные Е.А. Алябьевой. Игры построены на анимизме детского мышления (одушевлении,   очеловечивании ребенком предметов), поэтому основой для игр является сказочное перевоплощение. Эти игры также можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы детей. Эти игры помогают детям понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает. Практика показывает, что положительная реакция обязательно проявляется.

После того,  как ребенок прочувствовал состояния, которые могут «испытывать» объекты и предметы, он обязательно задумается, прежде чем обидеть, разрушить, уничтожить и т.д. В этих играх присутствует элемент психодрамы. То, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след. Во всех играх присутствуют экологические образы: деревья, насекомые, растения, животные, птицы и др. Именно в них и предлагается ребенку перевоплотиться. Сначала педагог использует небольшой описательный рассказ, как бы вводя детей в ситуацию. Это может быть и жаркий летний день  на лугу, и улица большого города, и старый забор с паутиной, и  лесная тропинка, и горы, пруд и др. Затем предлагает ребенку перевоплотиться (представить себя)  в маленькое деревце, в паучка, бабочку, муравья, цветок и даже лягушку. Дальше ребенок – персонаж наделяется внешними особенностями, особенностями поведения, самыми разными чертами характера (не всегда привлекательными), привычками.

Педагог создает вокруг ребенка-персонажа проблемную ситуацию, например, через отношение окружающих к нему (не замечают,   смеются, могут обидеть), через природные явления, которые кажутся  настоящими испытаниями для персонажа (резкий ветер, гроза, дождь с градом). Когда  ребенок принял  на себя  образ, оценил ситуацию, в которой оказался, педагог интересуется его  мечтами, какую пользу он приносит, что хорошего мог бы рассказать о себе, с кем дружит, чего опасается, за что сердится и др. Вопросы-размышления помогают детям лучше разобраться в возможностях, желаниях, потребностях, особенностях окружающих объектов и предметов.

В поиске ответов на вопросы взрослого для ребенка открываются простые истины: окружающие объекты и предметы такие, потому что, по - другому,  быть не может и принять их надо такими, какие они есть. Вопросы-ситуации заставляют детей задуматься в определении собственных чувств, выборе правильного поведения и позволяют ребенку сказать об этом от лица персонажа. Вопросы-ситуации также  позволяют детям от лица персонажей выразить людям просьбы о помощи, советы, предложения о том,  как сделать   окружающий мир безопасным, дружественным. Ответы на эти вопросы, с умелой подачи взрослого, и являются для детей сигналом к созидательным  действиям или, наоборот, к прекращению разрушительных  действий.

Эти игровые приемы позволяют ребенку попытаться  примерить на себя чужой образ объекта, предмета, прочувствовать его характер, эмоциональное состояние. Способность поставить себя на место другого,  учит детей быть терпимыми, сопереживать. Помогать им в этом   надо с раннего детства, потому что дети, как никто другой, чувствуют душу в каждой травинке,  с которой разговаривают, которую отлично понимают. К сожалению,  такая радость общения, с возрастом утрачивается. Поэтому целесообразно сегодня вести работу,  как по воспитанию экологического сознания детей, так и  работу по  изменению сознания родителей и педагогов в сторону нравственного отношения к миру, пока это не станет внутренней потребностью каждого.

При отборе содержания экологического компонента педагоги придерживаются принципов научности и стимулирования активности, через включение детей в практическую деятельность. Это способствует формированию целостного образа окружающего мира и качественно нового отношения к природе. Такое отношение предусматривает формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития живых существ, природных взаимосвязей, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды.

Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.  Поэтому практическая деятельность детей сопровождает все  формы  педагогической деятельности по экологическому образованию дошкольников: познавательные занятия, творческие выставки, тематические прогулки, экскурсии и другие. Особый эмоциональный настрой создают  разнообразные праздники и развлечения экологического содержания, организация совместной трудовой деятельности детей. Систематически в образовательной деятельности детей педагоги используют дидактические, подвижные игры, игры-путешествия экологической направленности, чтение природоведческой литературы, участие в экологических проектах ДОУ.   

Но особый интерес вызывают: 

- Ежегодные субботники и экологические акции «Чистая площадка» с участием детей, родителей и педагогов, проведение которых обязательно предваряют беседы об их значимости и необходимости как для детского сада, города и для природы в целом.

- Ежегодно дети, родители и педагоги участвуют в областной и районной акциях «Посади дерево». Благодаря этому они много знают о пользе зеленых насаждений не только для тех, кто посещает детский сад, но и для всех людей и живых существ. Дети ухаживают за ними, берегут (поливают, с помощью взрослых ставят опоры), напоминают друг другу, что здесь играть надо аккуратно. С восхищением делятся впечатлениями с прогулок, о том, как много деревьев на улицах города, благодаря этому у нас чистый воздух. Дети рассказывают о том, что участвовали в посадке деревьев и кустов дома (во дворах, на дачах). Они прекрасно понимают, что деревья это живые существа, которые чистят воздух, что их количество не должно уменьшаться. В дошкольном возрасте это очень значимый и достаточный аргумент для детей.

- Весной привлекаем детей к подготовке цветочной рассады, они приносят из дома семена различных цветов и высаживают их в емкости на подоконниках группы. Наблюдения за их ростом и развитием вызывает у детей неподдельный интерес, в этот период они получают дополнительные знания о разнообразии и об особенностях роста растений, их пользе для людей и насекомых. Дети сами их высаживают в цветник на участке учреждения, ухаживают за ними, продолжают наблюдать за изменениями внешнего вида, оберегают их, подвязывают высокие растения, убирают сорняки. Когда ребенок буквально «проживает» с цветами  этот период он становиться особенно чувствительным ко всем растениям, не только культурным. Дети не срывают цветы, не ломают стебли, не отрывают листья. Они с интересом наблюдают за насекомыми, которые садятся на цветы, комментируя при этом: «ешь, ешь, для тебя посадил». Дети учатся замечать и видеть красоту вокруг себя, стремятся ее создавать и сохранять. Самое главное – они начинают чувствовать ответственность за  кого-то. Учреждение ежегодно принимает участие в городском конкурсе «Украсим город цветами». Возникший в детском саду интерес к цветам, дети переносят в повседневную жизнь. Они  рассказывают друг другу о красивых цветочных местах в городе, говорят о том, что им приятно видеть ровные кусты, разноцветные декоративные клумбы. Они осуждают поступки людей, которые  сопровождаются вырванными  цветами, вытоптанными клумбами. Трудно бывает педагогам ответить на их вопрос, почему люди так делают.

- Не первый год  дети, педагоги и родители участвуют в эколого-просветительских районных и областных акциях, конкурсах «Сдай макулатуру — спаси дерево». Познавательная информация о  переработке бумаги вызвала высокий интерес у дошкольников. Они не только приносили  макулатуру, но и занимались поиском информации о «второй ее жизни». Старшие дошкольники проектировали возможность экономии бумажных изделий в ДОУ и дома (дети решили рисовать на обеих сторонах листа).

- Особую активность проявили дошкольники, участвуя в природоохранной акции «Сдай батарейку – спаси ежика». Использование реального персонажа  наиболее эмоционально воздействовало на детей. Практически каждая группа сдавала по коробке использованных батареек, которые дети приносили из дома. Доступные сведения о вредном воздействии батареек на природу, помогли детям сделать осмысленные выводы о своевременной  и особой их сдаче для переработки (утилизации). А особое эмоциональное воздействие поможет сохранить эти знания у детей на длительное время.

- Традиционной стала предновогодняя экологическая акция «Берегите елочку!», во время которой дети и педагоги выступают в защиту живых елей. Дети получают информацию о разрушении лесов, о последствиях новогодних праздников не только для нашего города и района, но и для всей планеты. Более 65% семей учреждения не используют живые деревья, положительная динамика за последние 5 лет составила около 30%.

- В летний период в учреждении был реализован экологический проект «Насекомые». Вся деятельность детей по реализации проекта была направлена на ознакомление детей с насекомыми нашего края. Согласно результатам предварительного опроса детей старших групп было отмечено наличие агрессии по отношении к насекомым. 25% детей испытывали неприязнь к ним, предпочитали поймать и раздавить. Некоторые дети признались, что часто ловят их, помещают в банки (без воздуха и воды), даже забывают про них, отрывают насекомым крылья и наблюдают за дальнейшим их поведением, часто с улыбкой. В этих действиях дети не видели ничего предосудительного, ведь так делали некоторые их родители. Помимо информации из энциклопедических источников, с  детьми была организована доступная экспериментальная деятельность по изучению особенностей жизни насекомых. Экспериментальная деятельность состояла из безопасных наблюдений за насекомыми в определенных условиях. Например, выясняли, чем бабочка похожа на слона, как паук плетет паутину и др. Дети узнали о разнообразии насекомых нашего края, их особенностях, интересных фактах из их жизни, пользе для природы. В ходе проекта проведена просветительская работа с родителями по воспитанию гуманных чувств детей к живым существам. Проект должен был закончиться выставкой детских фотографий, на которых дети изображены во взаимодействии с любым насекомым. Выставка под названием «Ужасные и прекрасные» собрала большое количество фотографий детей с положительными эмоциями по отношению к насекомым. Не сделали фотографий только несколько человек 10% из 25%, которые изначально испытывали к ним неприязнь. Из наблюдений родителей и воспитателей отметили, что дети действительно стали меньше проявлять агрессию по отношению к насекомым.

- Природоохранными мероприятиями для детей также являются экологические конкурсы, т.к. дети не просто привлекаются к творчеству. С ними проводится предварительная беседа по  теме конкурса, выявляется  личное отношение детей к затрагиваемой проблеме, обсуждаются пути решения. Детей подводят к самостоятельной формулировке выводов последствий негативных и позитивных действий человека в природе.

Разнообразная и систематическая работа по экологическому воспитанию детей способствовала становлению осознанно-правильного отношения к природе. Осознанный характер отношения детей проявляется в том, что они  сами  могут объяснить возникшую ситуацию,  понимают объяснения взрослых, могут самостоятельно и в совместной деятельности со взрослым выполнить трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных, с учетом потребностей живых существ. Становление осознанно-правильного отношения к природе подтверждается определенными формами поведения детей, которые служат критерием оценки уровня их экологической воспитанности. Это самостоятельное придумывание и проведение элементарных наблюдений, простейших опытов, бесконечные вопросы познавательного характера, желание делиться своими впечатлениями и переживаниями, обсуждение различных ситуаций со взрослыми и сверстниками. Это отражение полученных знаний и  впечатлений в познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой деятельности, в различных видах изобразительной  деятельности.  Это использование чувственного опыта, эмоциональных впечатлений в музыкальной,  двигательной деятельности, в конструировании, в восприятии художественной литературы и фольклора, в том числе в общении со взрослым.

Педагоги активно сотрудничают с социумом, привлекают родителей воспитанников к участию в образовательном процессе учреждения, организуют тематические встречи, оформляют наглядную информацию, проводят консультации. Большинство  родителей активно  включаются в работу, что способствует повышению ее качества и эффективности.  Помимо непосредственного участия в мероприятиях ДОУ, они оказывают помощь в подборе  и оформлении познавательной информации  для детей, готовят презентации, помогают в организации экскурсий в краеведческий музей, библиотеку, к экологическим объектам. Активно участвуют в развитии и  совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды учреждения и благоустройстве территории детского сада.

Совместная деятельность воспитанников, родителей и педагогов по экологическому образованию способствовала воспитанию в душе каждого ребенка и взрослого чувства доброты, милосердия, сочувствия, сопереживания. Это значит, что заложен надежный фундамент для становления духовно-нравственной личности, которая чувствует постоянную потребность в заботе об окружающем, бережном отношении друг к другу, проявлении душевной отзывчивости.

 

.  .  .