Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с РАС

Дата публикации: 2020-12-10 10:30:22
Статью разместил(а):
Черченко Татьяна Ивановна

Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с РАС

Автор: Черченко Татьяна Ивановна

 МАДОУ № 50, г. Томск

 

С сентября 2013 года мы живём в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - нового Закона об образовании.

Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего  образования – наравне с начальным общим, основным и средним общим образованием. Со вступления в силу нового Закона об образовании дошкольное образование становиться полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации. Нормативно правовая база дошкольного образования до сегодняшнего дня не содержала жестко регламентированных требований к результатам освоения программы дошкольного образования.

Еще лет 20 назад проблема раннего  детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Отечественных исследовательских работ по данной проблеме практически не было. Да и на протяжении моей педагогической работы с детьми  с проблемами в развитии,  дети с аутизмом встречались очень редко.

Последнее время все чаще в дошкольных учреждениях стали появляться дети с РАС и нам воспитателям приходится сталкиваться с определенными проблемами. Это требует знаний, изучения литературы, опыта, работы с данным ребенком.

Какие они дети – аутисты? Что скрывается за их отрешённым красивым лицом, за их «странными» непонятными для нас поступками? Долгие годы, работая с детьми с проблемами в развитии, я все больше убеждаюсь, что не только дети нуждаются в нашей помощи, но и мы, и все наше общество нуждается в них. Нас часто пугает поведение  детей-инвалидов на улице в сопровождении родителей, пугают мысли, насколько они несчастны, имея такого ребёнка. Нередко мы запрещаем своему ребёнку, общаться с такими детьми. Как мы не правы. Эти дети такие же,  как и мы.  Они хотят,  чтобы их понимали и принимали такими,   какие они есть. Мы должны понимать не только детей, но и их родителей. Но для того чтобы понимать и принимать их такими, какие они есть  нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, заглянуть в их мир, разгадать их «странные « желания поступки. Порой мы жалеем их, а иногда стараемся не общаться, испытываем неловкость, думая, какие они несчастные имея такого ребёнка, лучше не обращать на них внимания, чтобы не расстраиваться.

Я столкнулась с такой мамочкой, которая не хотела, чтобы её сын ходил с таким ребёнком в одну группу. Стереотип «наш ребёнок лучше, мы не такие несчастные» присутствует в нас. Объяснив маме, что каждый родитель счастлив по–своему. Родительское счастье – это мой ребёнок, и сравнивать его с другими не корректно.  Ведь каждая мама любит своего ребёнка, она счастлива, радуется его успехам, даже если они и незначительны.

Аутизм (от греч. autos - cам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. Подход к определению аутизма в отечественной психиатрии также характеризуется некоторой неоднозначностью. Так, В.П.Осипов определял аутизм  как « разобщенность больных с внешним миром». (Осипов В.П.,1923) В.А.Гиляровский рассматривал его как своеобразное нарушение сознания самого «Я» и всей личности, нарушение адекватных установок к окружающему миру. Автор подчёркивал, что больные аутизмом замкнуты и отчуждены  от всего остального мира (Гиляровский В.А., 1928)

Аутизм, возникший у ребёнка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РАД). Это особая аномалия психического развития, при котором имеют  место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребёнка с окружающим миром. Основной признак РАД - это неконтактность ребёнка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2-3 лет. Многочисленные исследования показали, что существует несколько причин возникновения и развития аутизма:

- Врождённые биологические факторы, например мозговая дисфункция.

- Недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей.

- Хромосомные аномалии и нарушение обмена.

У всех детей с РАС наблюдается недоразвитие коммуникативной стороны речи, эхолалии, неологизмы, склонность к автономной речи, отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений. По мнению В.В. Лебединского, в случае детей, страдающих аутизмом, целесообразнее говорить не о недоразвитии, а об искажении речевого развития. Таким образом, необходимо дифференцированный подход к анализу интеллектуальных и речевых нарушений у ребёнка с аутизмом. Только на его основе  может быть осуществлена разработка адекватных методов психологической и педагогической коррекции.

Разработанная коррекционная  программа занятий и её содержание должны учитывать степень тяжести и эффективной патологии, уровень интеллектуального и речевого развития, а также индивидуальных особенностей ребенка, ведущий вид деятельности, специфику семейного воспитания. Все разработки и занятия составлялись с учётом возрастных , речевых возможностей ребёнка.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с аутизмом требует системного подхода, что играет важную роль в обучении ребенка. Работа  в команде, логопеда, муз. работника, физ.работника, давала положительные результаты, которые радовали родителей, нас и самого ребёнка.

Занятия всегда проходили в спец. оборудованных помещениях, муз. зал, спортивный зал, групповая комната, у ребенка  было своё место, где он чувствовал себя в безопасности. Вся мебель была закреплена, игрушки находились в доступе, на время занятий стол и стул вначале обучения ставили так, чтобы ребенок не отвлекался на игрушки, весь учебный  материал находился под рукой, четкие задания, похвала после выполнения задания, очень нравились ребенку.  С начала занятия были только индивидуальные, 5-7 мин, затем к концу второго года  10-12 мин., затем внимание переключалось,  и  мы вынуждены были его заканчивать, т.к. всю работу строили от возможностей ребенка.

На протяжении всего времени когда ребенок  посещал детский сад он присутствовал на всех праздниках, на всех мероприятиях, проводимых в саду, обстановка спокойствия со стороны детей   во время выступления была идеальной, дети не реагировали на поведение Тимура, пели, читали стихи, танцевали не отвлекаясь на его поведение. Они принимали его  таким, какой он есть. Они заботились о нем, помогали, следили, чтобы Тимур не уходил из группы, с участка во время прогулки. Вся работа была поставлена на сотрудничестве родителей с детским садом, все,   что проходило в саду, мы делились с родителями, а они делились с нами, тем, что происходило дома, поэтому Тимур пошел в обычную школу, посещает основные  занятия, растет, учится контактировать с одноклассниками. Все необходимые  элементарные знания культурно-гигиенических навыков  сформированы, умение одеваться, пользоваться столовыми приборами, здороваться, прощаться, быть добрым и внимательным Тимур научился. 
Сейчас многое изменилось в лучшую сторону. Проблемы людей с ограниченными возможностями и их семьями активно  обсуждаются в СМИ,

Современный  образовательный процесс не возможно, представить без инклюзивного образования. Всё больше и больше появляется детей с различными нарушениями.  И мы должны помочь этим детям адаптироваться в нашей жизни.

 

Литература:

Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом.-2-е изд., испр и доп. СПб.: Эко-Вектор, 2014.

 

.  .  .