Проект «Я – Строитель» в рамках ранней профориентации дошкольников «Babi Sкils» по стандартам WSR
Проект «Я – Строитель» в рамках ранней профориентации дошкольников «Babi Sкils» по стандартам WSR
Автор: Гришина Ирина Михайловна
МБДОУ № 60, г. Крансоярск
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».
Актуальность.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса.
Программа профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, выявление талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Согласно постановлению Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Детский сад является первой важной ступенькой знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомлённость об окружающем мире, и кругозор детей, но и формирует у них определённый элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работе выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врождённое человеку быть и жить.
А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространёнными в конкретной местности.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в современных играх.
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Игра как ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте даёт возможность проявить свою индивидуальность и научиться позитивному взаимодействию со сверстниками. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
«Большое значение игры в формировании образа мира ребёнка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребёнка. В игре ребёнок учится возможности быть …. быть капитаном, врачом и т.д.» - А.Г. Асмолов.
Цель: Знакомство детей с профессией Строитель в игровой форме, учить действовать в соответствии с планом игры.
Задачи:
- Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
- Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
- Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Конструкторы, строительные материалы, Справедливо решать споры.
- Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческие воображения, выразительность речи детей.
1 этап. Подготовительно-организационный.
- Знакомство детей с профессией строителя.
- Какую пользу своим трудом приносят, что строят.
- Какие фразы используют в работе и запоминают их.
- Чтение литературных произведений.
- Рассматривание иллюстраций.
- Создание макета много этажного дома.
2 этап. Практический (основной).
Дети выяснили, что они должны уметь, если выберут эту профессию. Рассматривают различные материалы, оборудования применяемые мастером в работе.
- Выбор объекта строительства.
- Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку.
- Строительство.
- Дизайн постройки.
- Сдача объекта.
3 этап. Обобщающий.
Дети получают ответ на вопрос: «Что я знаю про данную профессию». (оборудование, профессиональные навыки, где могут работать, основы производственного процесса и т.д.)
Получение детьми Skils паспорта.
Ожидаемые результаты:
- Дети владеют навыками по выбранной профессии.
- Инструменты и оборудования для выполнения работы.
- Участие родителей как экспертов в проекте.
Предметно-игровая среда. Оборудование:
- Планы строительства
- Различные строительные материалы
- Инструменты
- Униформа
- Строительная техника
- Каски
- Образцы материалов
- Журналы по дизайну.
Литература:
1. Асмолов А.Г. «Психология личности».
2. Макаренко А.С. «О воспитании молодёжи» Всесоюзное учебно–педагогическое издательство.
3. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» 1974г.