Формирование познавательной активности у дошкольников с ОВЗ через художественный труд
Формирование познавательной активности у дошкольников с ОВЗ через художественный труд
Авторы: Варфоломеева А.К. и Грачёва Л.Ю.
МДОУ «Детский сад № 92», г. Ярославль
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.
Формирование познавательной активности – одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. С ведением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс дошкольника необходимо строить по-новому. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, неизвестным об окружающем мире, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы, экспериментировать. Это все напрямую зависит от уровня сформированности познавательной активности.
Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Проблемой формирования познавательной активности занимались такие ученые, как Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и другие. И научные исследования, и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность остается на низком уровне. Проблема познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в дошкольной педагогике и детской психологии. При правильной педагогической организации деятельности, систематической и целенаправленной работе, познавательная активность должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Учитывая особенности развития детей с ЗПР и ТНР, а именно:
· недостаточную полноту и точность восприятия, связанную с нарушением внимания, механизмов произвольности;
· замедленность восприятия и переработки информации;
· изкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает, «вижу, но не думаю»);
· сниженную активность восприятия (нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно);
· несформированность познавательной, поисковой мотивации, незрелость эмоционально-волевой сферы;
· низкую мыслительную активность, «бездумный» стиль работы;
· стереотипность мышления, его шаблонность.
Дети затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – всё это ведёт к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
Можно говорить о том, что художественный труд является универсальным инструментом педагога, с помощью которого могут быть достигнуты высокие результаты в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Ведь обучение художественному и ручному труду невозможно без формирования произвольности внимания, концентрации, активности восприятия, таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение, без развития зрительно-моторной координации. И, конечно же, без развития мелкой моторики, что крайне важно – ведь на кончиках пальцев ребенка находится его ум, как говорил В.А. Сухомлинский.
Для эффективного формирования познавательной активности необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности. Система работы с детьми с ОВЗ, несомненно, требует знаний в области педагогики, дефектологии, знаний особенностей психического развития детей, возрастных особенностей, технологий, методик, приёмов и др. Анализ многообразия дидактических приемов показывает, что можно определить небольшое количество универсальных приемов, которые используются на занятиях по художественному труду. Так как наглядный материал запоминается лучше вербального, и в процессе воспроизведения является более действенной опорой, то именно он является базой, на которой строится обучение. Так как непроизвольная память у детей с ОВЗ страдает не в такой мере, как произвольная, то именно её мы используем при обучении художественному труду. Преобладание наглядной памяти над словесной, нeсформированность мотивации детей требует игровой проблемной ситуации, которая, несомненно, пронизывает всю структуру занятий.
Приемы, которые использует педагог для развития познавательной активности детей с ОВЗ (это сообщение, описание, объяснение, инструкция, постановка вопроса, задание, демонстрация опыта, показ практического действия, наглядного объекта), – это система действий, направленная на решения учебной задачи. Ответные действия детей (слушание, заучивание, восприятие, наблюдение, решение, разделение, соединение, рисование, практические действия, размышление в слух, объяснение, описание, задавание вопросов, выполнение упражнения, конструирование) – это обратная связь, контроль и отработка материала.
Большое значение занятиям по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей». На интегрированных занятиях по художественному труду решается множество коррекционных задач в процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величины и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов, их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствующих обогащению словаря. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.
Будучи одним из компонентов структуры готовности ребенка к школе, познавательная активность влияет не только на уровень умственного развития, но и способствует формированию нравственных качеств. В увлекательной деятельности раскрываются положительные черты ребенка. Устойчивый интерес направляет поведение ребенка, регулирует его поступки. Поскольку познавательная активность связана с волевыми усилиями, она является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Жизнь ребенка, наполненная познавательной активностью и интересом, становится более содержательной, насыщенной, радостной.
Таким образом, для успешного формирования познавательной активности у дошкольника, деятельность педагога должна быть направлена на использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Педагог выбирает ведущий метод и к нему предусматривает различные приемы.
Библиографический список:
1. Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.
2. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.
3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник. М.: Академия, 2010.416с.
4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. СПб.: Детство – пресс, 2009.132 с.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.
6. Новопольская Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое формирование познавательного интереса дошкольников // Дошкольная педагогика 2009. №8. С.46-48.
7. Семенова Н.А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75
8. Современные технологии обучения дошкольника / Сост. Е.В. Михеева. Волгоград: Учитель,2013. 223 с.
9. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М.: Дрофа,2008.176 с.