Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Как воспитать в детях бережное отношение к природе в условиях ДОУ

Дата публикации: 2020-11-08 18:37:03
Статью разместил(а):
Киселева Юлия Владимировна

Как воспитать в детях бережное отношение к природе в условиях ДОУ

Автор: Киселева Юлия Владимировна

 

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери

Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

В нашем детском саду в основе экологического воспитания детей дошкольного возраста заложены следующие задачи:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

· развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

· пониманию необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека, осознанию того, что человек и природа неотделимы, тесно связаны между собой; 

· освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

· проявление активного отношения к объектам природы.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Только учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами, наведением и соблюдением чистоты на участке детского сада и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Чтобы реализовать критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе, нами применяются следующие формы работы с детьми: экскурсии, беседы на экологические темы, чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными, различные тематические игры, викторины, акции, интеллектуальные игры, рисование и конструирование, наблюдение, обсуждение прочитанных книг, просмотренных  видеороликов  и мультфильмов, подготовка экологических праздников и т. д.  

Например, очень интересные и запоминающиеся для детей были такие формы работы как: проведение акции «Спасем реки от загрязнения». Данная форма работы интересна тем, что требовала большой предварительной работы (это и изучение водоемов нашего поселка, какими они были и какими стали, как загрязняют водоемы и что нужно сделать, чтобы их «спасти» и тд.); в проведении акции участвовали и дети, и родители, а информацию о данной проблеме донесли до социума при помощи раздачи листовок (раздавали их дети). Еще один пример: интеллектуальная игра «Обвинители и защитники» по теме «Защитим природу родного края от засорения», где дети также получили большой багаж знаний, который они могут применить на практике. В вопросе экологического воспитания имеет место и проектная деятельность (например, «Не вырубайте лес») и исследовательская. Наши дошкольники разработали и прекрасно защитили исследовательские проекты «Почему исчезают реки», «Есть ли в моем поселке полезные растения?». 

В детском саду в каждой группе есть уголок живой природы, где содержаться различные комнатные растения. Также есть разнообразный дидактический и наглядный материал, настольные игры, который воспитатели используют и на занятиях по экологическому воспитанию, и в индивидуальной работе. Весь материал находится в свободном доступе для детей. Причём часть дидактического и наглядного материала изготовлена совместно с детьми, с родителями.  

Для воспитания осознанно-правильных взглядов на природу посредством наблюдения большое значение принадлежит ведению календарей природы, отражению в них итогов наблюдений. 

Одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

На территории детского сада разработан маршрут экологической тропы. Она включает в себя: клумбы, выносную мини-лабораторию, цветочные часы, метеостанцию, альпийскую горку, хвойную аллею, солнечные часы, муравьиный домик, дорожка здоровья, рябиновую аллею, «у водоема», огород гномика, птичий дворик, зеленая аптека, пасеку, березу, кустарник.

При работе с экологической тропой у детей есть возможность применить свои знания на практике, оказывать посильную помощь в поддержании порядка и благоустройстве участка (прополка, посадка, уборка мусора и т.д.), что способствует формированию у детей чувства ответственности, прекрасного, бережливого отношения к природе, трудолюбия. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.   

Вся работа по экологическому воспитанию детей строится в тесном взаимодействии с семьей. Родители воспитанников – принимали непосредственное участие при создании экологической тропы, они активные участники проводимых в ДОУ конкурсов, выставок, акций, праздников и вечеров досуга, а также субботников по благоустройству территории. Экологическое просвещение родителей осуществляется через тематические выставки в родительских уголках, беседы, родительские собрания, круглые столы, тематические экскурсии, мастер-классы и пр.

Только при тесном взаимодействии и связи трех компонентов педагогического процесса дети-педагоги-родители, грамотно подобранных форм и методов работы по экологическому воспитанию позволит добиться положительных результатов, цели и задачи будут достигнуты, а наши воспитанники вырастут экологически грамотными, неравнодушными к природе с высокими нравственными устоями гражданами нашей страны. Которым будет небезразлична судьба родного края, его природы; которые будут делать все, чтобы край процветал, становился красивее и комфортнее.

 

Литература:

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека воспитателя).

2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание  дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004.

 

.  .  .