Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи у детей возрастом 2-3 года

Дата публикации: 2020-10-13 19:20:13
Статью разместил(а):
Чепракова Людмила Николаевна

Развитие речи у детей возрастом 2-3 года

Авторы: Чепракова Людмила Николаевна,

Анисимова Ольга Валерьевна,

Сысоева Юлия Николаевна

МАДОУ № 68 «Чебурашка», Великий Новгород

 

Дети в возрасте 2—3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. 

Ребенок на третьем году жизни растет не по дням, а по часам: для него имеет значение каждое слово, сказанное взрослым. Каждое новое знание ребенка формирует его внутренний мир. Этот возраст считается одновременно и возрастом новых достижений малыша.

Так же, как на 1-2 году жизни, одну из главных ролей играет развитие мелкой моторики ребенка. Она тесно связана с запуском речи. В период между двумя и тремя годами у ребенка только формируются навыки членораздельной речи, он четче начинает проговаривать звуки.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи.

Одна из технологий развития речи заключается в употреблении многочисленных упражнений на мелкую моторику рук. Для построения предложения требуется овладеть моторным планированием – четко знать, что говорить и в какой последовательности. Задания, в которых требуется участие мелкой моторики рук, направлены в первую очередь на развитие моторного планирования. Таким образом, приобщение этих упражнений к общему комплексу речевого развития будет способствовать скорейшему появлению речи у малыша. 

Игры на развитие мелкой моторики у ребенка: 

Игра "Котята".

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят: 

Два толстых, два ловких, 

Два длинных, два хитрых, 

Два маленьких самых 

И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их. 

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга 

(от большого к мизинцу). 

Игра "Солнышко". 

Вот, как солнышко встает 

Выше, выше, выше! 

К ночи солнышко зайдет 

Ниже, ниже, ниже. 

Хорошо, хорошо 

Солнышко смеется, 

А под солнышком всем 

Весело поется! 

Солнце рано утречком поднималось, 

Студеной водицею умывалось. 

Протоптало солнышко сто дорожек! 

Почему у солнышка столько ножек? 

Г. Лагздынь

Цель: развивать общую координацию движений. медленно поднимают руки вверх 

медленно опускают руки 

"фонарики" 

хлопают в ладоши 

руки поднимают вверх 

делают движения руками "умываются" 

идут друг за другом 

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша. 

Совет: В возрасте 2—3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением. 

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания.  

Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет: 

1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.  

2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.  

3. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.  

4. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.  

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста.

Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица: 

·        Вытянуть губы трубочкой.  

·        Растянуть рот в улыбке.  

·        Улыбнуться, показав зубы.  

Артикуляционная гимнастика проводится по предварительной презентации упражнения взрослым. Основные движения: 

·        Надуть щеки; 

·        Улыбка; 

·        Трубочка (вытянуть губы вперед); 

·        Лопатка (широкий язык на нижней губе); 

·        Наказать непослушный язычок (верхними зубами потихоньку покусывать распластанный язык). 

Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.  

Польза пальчиковых игр, рисования, лепки 

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых. Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Взрослый рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки. Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики.  

Упражнения для развития речи:

«Дудочка и свистулька» 

Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной. 

«Умывашка» 

Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей – корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить ребенка, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут. 

«Повторяй за мной» 

Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог. 

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра. 

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей. 

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад. 

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай. 

«Больше слов» 

Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий. 

«Угадай животное» 

Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал. 

«Закончи слово» 

Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребёнка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект. 

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет 

К трем годам моторика рук у малыша развита слабо. 

Основные пальчиковые упражнения: 

·        коза (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные в кулаке); 

·        стол (одна рука в кулаке, вторая прямой ладонью кладется на кулак); 

·        стул (одна рука в кулаке, прямая ладонь второй ставится сбоку от первой); 

·        колечко (большой и указательный палец соединяются, образуя кольцо). 

Развитие речи с детьми раннего возраста предотвращает появление дальнейших серьезных проблем, требующих консультаций со специалистами, и расширяет кругозор малыша. Одно из главных правил занятий – игровая форма проведения и правильная речь взрослого, на которую равняется ребенок, а так же в систематическом подходе, т.е. занятия надо проводить каждый день. 

 

 

.  .  .