Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста
Опытно-экспериментальная деятельность в раннем возрасте
Автор: Рахматуллина Айгуль Зиннуровна
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В Целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования сказано, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать» поэтому экспериментальной деятельностью необходимо заниматься уже в раннем дошкольном возрасте.
В свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предметная деятельность и экспериментирование с различными материалами являются приоритетными и значимыми в решении образовательных и воспитательных задач. Мною разработан перспективный план по совместной опытно-экспериментальной деятельности педагога с детьми раннего возраста от 2 до 3 лет, по этому плану, в свободной деятельности, я провожу с малышами игры-эксперименты с водой, песком, крупами и т.д. Эффективность и результативность от такого вида деятельности очень высокая. Играя в опытно-экспериментальной деятельности дети делают открытия, познают окружающий их мир и гармонично развиваются.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Серия опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
В совместной экспериментальной деятельности решается целый ряд задач:
- укрепляется физическое и психическое здоровье малышей;
- обеспечивается эмоциональное благополучие;
- расширяется кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия, формируются единый детско-взрослый коллектив;
- развиваются психические процессы детей и их познавательные способности;
- расширяется опыт ориентировки в окружающем, дети получают опыт разнообразных сенсорных впечатлений, формируются коммуникативные навыки детей.
Решение данных задач способствует успешной адаптации детей в коллективе.
Я работаю воспитателем в группе раннего возраста, мне моя работа очень нравится, это так здорово открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир. Все мои детки очень подвижные и любознательные. Они очень любят поэкспериментировать, поэтому в своей группе мы оборудовали центр песка и воды.
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.
Также мы проводим опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями, бумагой, магнитами. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне.
При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей поэтому:
- Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
- Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали более наблюдательнее и внимательнее.
Для реализации данного направления я составила картотеку игр-экспериментов по работе с детьми раннего возраста.
Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир.