Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

О любви к Малой Родине

Дата публикации: 2020-09-24 09:56:32
Статью разместил(а):
Селионова Нина Владимировна

О любви к Малой Родине

Автор: Селионова Нина Владимировна

 

Аннотация: В статье говорится о решении проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников через формирования у детей краеведческих знаний в процессе творческой деятельности, где одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация познавательной и творческой деятельности детей с использованием различного природного материала Сахалина. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых, которым откроются тайны мироздания.

Ключевые слова: сахалинская земля, творчество, любовь.

 

Актуальность: Духовно-нравственное воспитание в современной России определено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который даёт направление основополагающему принципу дошкольного воспитания: формировать у дошкольников духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране, к культурному наследию своего народа, к природе родного края. 

Меня заинтересовала проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, так как детство - это вторая ступень человеческой жизни и я в своей профессиональной деятельности прикасаюсь к ещё только распускающимся как цветок детским душам. Первой ступенью является жизнь ребёнка в утробе материнской, где ответственность ложится на семью.

Человечество было задумано как один духовно здоровый организм, где правит Любовь. Любовь в семье, где произошло зачатие новой жизни, Любовь в детском саду, где проживает ребёнок часть своего детства и так дальше по лестнице человеческого бытия на Земле. Но у Кого же этот источник Любви? Откуда мы и всё то, что окружает нас? Мне лично даны ответы на эти вопросы. Но я воспитатель и могу помочь своим воспитанникам открывать тайны мироздания. И очень хорошо, что двери в этот мир в нашей стране открыты.

У каждого человека есть своя маленькая родина. Радость для нас, сахалинцев, это наши маленькие острова – Сахалин и Курилы – частичка Родины. 

В Сахалинской области огромное количество уникальных заповедных мест, где можно сделать немало неожиданных открытий в мире окружающей природы. Это вулканы и водопады, невероятные по красоте мысы и каньоны, горные отроги, пещеры и гроты. Богатый подводный мир и разнообразие животного мира. Это удивительные по живописности лагуны и бухты. озера и реки. 

Мы, сахалинцы, одарены богатейшим краем. И очень важно научить детей чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитать любовь к родным неповторимым на Земле местам.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к любви родного края наш детский сад разработал свою парциальную программу, направленную на развитие познавательной деятельности по краеведческому воспитанию «Сахалинская земля - Родина моя», с помощью которой дети знакомятся с особенностями Сахалинской земли. Происходит это знакомство в беседах, в наблюдении за живой и неживой природой, в проведении опытов с природным материалом, в проведении игр природоведческого содержания, в просмотре видеофильмов и презентаций, чтение произведений художественной литературы сахалинских авторов, рассматривании карты, альбомов, открыток, в непрерывной образовательной деятельности, в экологических праздниках. Всё это обогащает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы 

Педагогическую ценность воспитания ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг. 

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой и Т.А. Марковой выявлено, что отношение детей к природе в результате освоения представлений о ней в целом носит положительный характер. 

Творчество - есть одно из важнейших средств для развития краеведческих знаний родного края у дошкольников. Творчество - это часть искусства, а искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. 

Использование природного материала Сахалина в творческой деятельности открывает широкие возможности узнавать свой родной край лучше. Я заметила, что, совмещая познавательное и художественно-эстетическое развитие, лучше усваиваются знания и любовь к месту, где ты живёшь не только у детей, но и у взрослых. Многие жители Сахалина даже не догадываются, какими удивительными местами обогатила наш край матушка-природа. При работе с детьми автоматически вовлекаются родители не только в процесс познания, но и в творчество. Узнав о красивейших местах острова, у них появляется желание посетить природные достопримечательности, собрать природный материал, характерный для определённого места и изготовить творческую поделку. Идёт реализация всех задач по краеведению: узнал, побывал, изготовил и полюбил. Свершилось единство природы и человека. Человек начинает задумываться о том, Кто создатель такой красоты?

Вот пример из нашего опыта. Знакомлю детей с памятником природы Сахалина скалы «Три Брата». Показываю фотографии «Три Брата» летом и зимой, на закате и в ясную погоду. Попутно рассказываю легенду про скалы и на карте показываю место, где «братьев место проживание». Предлагаю детям самим сделать панно из природного материала нашего острова. Когда творческая работа детей завершена, мы сравниваем ее с фотографией скал и приходим к выводу: это сделали мы, а это природа. У детей возникает вопрос: «А кто же тогда природу создал?» И вот тут я воспитанникам открываю тайну мироздания. Многие из детей сами знают кто Творец окружающей нас красоты. Душа России христианка с времён Крещения Руси. Дальше Панно «Три Брата» найдёт своё место в музеи детского сада «Сахалинская область».

А мы с ребятами продолжим знакомство и творчество. Их ждёт скала «Мамонтёнок» в бухте «Тихая», гора «Коврижка», работа в рисовании «Каменный Палец» после просмотра короткометражного фильма «Путешествие на мыс Великан».  

Вместе с мамами и папами создаём фотовыставки, посвящённые теме «Сахалинская земля – Родина моя» (фото из семейного архива по местам Сахалинской области), тематические выставки детских творческих работ на тему «Сахалинские природные достопримечательности». Знакомство детей с сахалинским детским поэтом Натальей Константиновной Капустюк, где ребята узнают много стихотворений о Сахалине для детей. 

Вывод:

Значение знаний о природе для становления положительной отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи. Имеется немало работ, предмет которых — отбор содержания и систематизация знаний, их проверка на доступность дошкольникам, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф. Виноградова, И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, Г.В. Кирикэ, Т.А. Маркова, Т.А. Федорова, Д.Ф. Петяева и многие другие). Косвенным результатом работы с детьми становится появление у них заинтересованного отношения к объектам, которые были в центре познавательной деятельности. Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению — это результат специальной организации педагогического процесса.

Итак, чтобы сформировать устойчивый интерес у детей к истории, культуре и природному богатству своего края, любовь к природному наследию края, приобретение у детей практических умений по работе с различными изобразительными материалами, развить творческие способности детей, нужно глубоко понимать и осознавать, что все мы вместе одно целое, а автор такого грандиозного проекта – Бог.

 

.  .  .