Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.11.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

10 интересных фактов о клавишных инструментах

Дата публикации: 2020-09-23 23:13:35
Статью разместил(а):
Гатиатуллина Рина Алексеевна

10 интересных фактов о клавишных инструментах

Автор: Гатиатуллина Рина Алексеевна

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств», г. Набережные Челны

 

Если в вашей жизни не хватает светлых полос, научитесь играть на фортепиано.

 

Мы много раз видели его – огромное, неподъёмное, старинное … иногда ветхое, а иногда – новое. Лакированное, с потрескавшимися на корпусе прожилками, с манящими отполированными клавишами и восхитительным голосом. Недаром фортепиано называют королём инструментов – всегда замираешь, слыша его тембр. А всё ли мы знаем об этом инструменте?

1. Очевидно и всё же смешно.

Наверняка все знают, что название инструмента «фортепиано» происходит от двух итальянских слов - "piano et forte» - в переводе "тихо" и "громко". Откуда возникло такое специфическое название? Дело в том, что первое фортепиано был сконструировано лишь в XVIII веке, когда у музыкантов не было большого выбора музыкальных инструментов. То, что имелось (клавесин, клавикорд и другие), обладало рядом несовершенств: небольшой диапазон звука, не всегда приятный тембр, однородное звукоизвлечение. А вот создатель первого фортепиано выдумал такое музыкальное устройство, которое (в зависимости от силы нажатия на клавишу) могло варьировать звук, делать его громче или тише. Другие инструменты такой привилегии были лишены.

А создал фортепиано Бартоломео Кристофори – флорентийский мастер, всю жизнь занимавшийся изготовлением клавесинов.  Бартоломео так сильно хотелось усовершенствовать свой инструмент, он так долго работал над этим, что в 1709 году сконструировал первое чудо музыкальной техники. Кстати, великий мастер за всю жизнь успел сделать 20 инструментов – трудился вручную, поэтому работа ценилась высоко и делалась медленно. Некоторые музыканты с отвращением относятся к уменьшительному названию своего клавишного друга: «Почему пианино? Разве оно играет только тихо?». А для тех, кто любит переделывать иностранные слова в русские (не оториноларинголог, а ухогорлонос), спешим порадовать: при прямом переводе итальянского слова вы исполняете не фортепианные пьесы, а громкотиховые. Здорово, не правда ли?

2. Фортепиано и рояль – братья, но всё-таки не родные.

Про клавесин и клавикорд разобрались – эти предшественники фортепиано значительно уступали ему в извлечении звука, поэтому мы считаем их «архаичными». А как быть с роялем? Чем он отличается от пианино?

Поскольку первым появилось фортепиано, исполнителей называют пианистами. Роялистов не бывает, даже если вы предпочитаете именно рояль. Роялист – это приверженец монархии, почитатель короля. Так что если бы вы, прекрасный и талантливый исполнитель, во время какой-нибудь французской революции вздумали так себя назвать, вместо почестей и приглашения сыграть «Марсельезу» получили бы путешествие на эшафот.  А основное отличие этих двух инструментов – в их "месте проживания" и назначении. Всё очень просто: пианино – компактный инструмент, который отлично вписывается в небольшие интерьеры. Рояль – инструмент более внушительных размеров. Если вы проживаете в среднестатистической квартире и всерьёз выбираете между фортепиано и роялем, спешим огорчить: придётся снести пару стен. Но дело, конечно же, не только в размере. Дело в силе звучания: рояль звучит громче. Тут надо понимать устройство инструмента. Когда мы нажимаем на клавишу, она задействует молоточек, который в свою очередь ударяет по струне. В пианино эти струны расположены по вертикали – представьте себе стоящую на подставке гитару – именно так натянуты и фортепианные струны. А в рояле струны "лежат" и занимают больше места, что и влияет на более глубокое звукоизвлечение. Но и не только в этом секрет более громкого звучания рояля: наверняка все видели, что на них, как правило, поднята крышка – "крыло". Крышка эта открыта в сторону зрителей, и звук, идущий от струн, отражается от крышки и идёт в зал. Вот и весь секрет – никакой магии, просто акустическая физика.

Если быть точным, «фортепиано» - это не совсем инструмент, это принцип действия и собирательное название устройства. Всё, что с молоточками, со струнами, что может регулировать силу звучания – это и будет фортепиано. А потому забавный факт: и рояль, и пианино – это фортепиано. "Обучить игре на фортепиано" – означает научить владеть игрой именно на молоточковом инструменте. И неважно, какие у него размеры.

3. Давай, расскажи, сколько деталей ломается в твоей старой BMW.

Фортепиано – инструмент всецело замечательный, но есть у него один маленький недостаток: оно очень много весит. Прямо как коллекция пьес Рахманинова в телефоне у пианиста. Когда задаётся вопрос о массе пианино, обычно предполагается какой-то определённый инструмент, но не все уточняют это. Во времена СССР устройства, выпускаемые на фабриках и заводах, имели ГОСТ. Такой ГОСТ был в том числе и у пианино. Как раз поэтому, хотя эти инструменты нередко делались в разных городах или даже различных республиках, они были почти одинаковы. В СССР вообще было много единых стандартов. Различия были во внешнем виде, но незначительные – чуть отличалась форма ножки, изображение на раме сверху и т. д. Вес пианино тоже различался не сильно. В принципе, пианино и сейчас можно классифицировать по ГОСТам и соответственно узнать примерный вес.

Приведу пару примеров: «Красный октябрь» весит до 360 килограммов, Бернштейн – 350, «Октава» - в районе 200. Что может весить так много, удивитесь вы, если внутри – только струны и молоточки? А между тем каждая струна (а их около 230) при натяжении даёт около 70кг, а в сумме все струны дают в натяжении 30 тонн. Внушительно? А теперь представьте, что маленьких деталек внутри современного рояля насчитывается в районе 12 000. Расскажите об этом своему другу-автомобилисту, который решит в очередной раз пожаловаться на стучащий кордон. Если что-то начнёт стучать в рояле, настройщику придётся туго.

4. Кто не работает, тот не ест.

Если вам необходимо перевезти свой музыкальный инструмент, делать это нужно со всей осторожностью. Не надейтесь обойтись помощью одного друга и с ветерком спустить своё фортепиано по лестнице. Требуется установка на подставку с колёсами… нужно поднять угол с басами, убрать ножку, поставить инструмент, завернуть открученную деталь в ткань, закрепить одеяла на фортепиано. Сделайте своему клавишному другу уютный домик. Удобно использование гидролифта для погрузки в машину. Транспортируется музыкальный инструмент горизонтально, на небольшой скорости и полностью зафиксированным. На помощь приглашаются физически крепкие парни из расчёта: 1 человек на каждые 45 кг веса предмета. «Лишние» люди откроют двери, перехватят верёвку, быстро заменят уставших. Грузчикам понадобятся перчатки с резиновыми вставками. Работа эта очень тяжёлая и кропотливая, будьте готовы, что она растянется. Перевозит инструмент в новое гнездо – труд непростой.

Заносят инструмент в помещение внимательно. Открывается окно во избежание резких температурных скачков. Рояль привыкает к климату с закрытыми крышками. Не удаляют влагу, требуется естественное высыхание. Акклиматизация может случиться не только с человеком, да-да! Не следует играть на музыкальном инструменте в день перевозки. Звук настраивают через неделю. Отнеситесь уважительно к переезду фортепиано – не мучайте его сразу по приезде.

5. Ещё немного в пику автомобилистам.

Фортепиано не уступает автомобилю не только обилием деталей. В вашем клавишном инструменте так же есть три педали – почти как «газ», «сцепление» и «тормоз». Но поговорим о них серьёзно.

Правая педаль (первая, «форте») призвана усиливать звук, растягивать. В устройстве каждой клавиши есть специальный элемент (демпфер), который заглушает звук сразу, как только вы убираете с неё палец. Если же вы нажмёте педаль форте, действие демпферов прекратится и пианино будет звучать, даже когда исполнитель отнимет руку от клавиатуры.

Левая педаль (она же вторая, «пиано») функционирует на клавишных инструментах по-разному. На пианино она придвигает молоточки к струнам, смягчая силу удара. Зачем нужна левая педаль? Она задействуется, когда нужно сбавить громкость, приглушить тембр звука. Как видите, первые две педали при нажатии дают прямо противоположный эффект.

Средняя или третья педаль приводит в действие модератор. Это миниатюрное устройство вроде перегородки между струной и молоточком. Когда «перегородка» опускается, льющаяся мелодия становится очень тихой. Если вы не обучаетесь игре в музыкальной школе, а часто упражняетесь на фортепиано дома, ничего не остаётся, как использовать среднюю педаль часто – чтобы никому не мешать. Некоторые инструменты лишены этой педали – считайте, что вы остались без сцепления и можете безнаказанно радовать соседей музыкальными изысками. В час ночи.

6. Скажи мне что-нибудь страшно неприличное …

- Я пианист!

Казалось бы, какая может быть связь между интимной близостью и фортепиано? Разве что играть на рояле во время романтического вечера. Однако английские пуритане XIX века в повседневной жизни убирали все, что могло показаться хоть немного эротичным. Так, под запрет попали изогнутые резные ножки роялей и фортепиано. Во время концертов их накрывали специальными чехлами, чтобы никто даже и помыслить не мог о чем-то непристойном. Изгибы, плавные линии, тонкость очертаний… действительно, можно возбудиться. А если откроешь эту ножку – ещё сочтут развратником и падшим человеком.

Пианистам во все времена было несладко. В том же XIX в. пианисты были настолько популярны в Америке, что их постоянно не хватало. Особенно сильно игру на пианино любили техасские ковбои, которые, к тому же, были нетипично взыскательными слушателями. В одном из салунов Остина еще в начале XX в. стояло пианино с табличкой: «Просьба не стрелять в пианиста. Он играет, как умеет». Именно поэтому американский инженер Э.С. Воти - в 1897 г. изобрел пианолу – своего рода механический проигрыватель, который сам нажимал на клавиши и давил на педали. Мелодию можно было выбирать, устанавливая сменный барабан со шпеньками, как в шарманке. Так что если вы учитесь играть на инструменте и вас ругает руководитель – радуйтесь, что он не хватается за револьвер.

7. Про мистику, экстаз ужаса и воображение.

Вы замечали, что при просмотре фильмов ужасов главным пугающим "инструментом" является музыка? Именно она заставляет зрителя настораживаться, именно она усиливает пугающий эффект, когда на экране появляется что-то страшное. В классической музыке такие "спецэффекты" придуманы уже давно. И классическое произведение может воздействовать на слушателя не хуже, чем пресловутый ужастик. Поговорим о трёх «ужасающих» произведениях.

М.П. Мусоргский "Песни и пляски смерти".

Это цикл из четырех частей для голоса с фортепиано, который посвящен теме Смерти.  В первой части цикла "Колыбельной" - смерть приходит к маленькому ребенку в колыбели в обличье няньки и убаюкивает его. Жуткая часть. Во второй части - "Серенаде" - смерть приходит к девушке, умирающей от чахотки в обличье рыцаря, поет серенаду и овладевает ей. В третьей части - "Трепаке" - происходит зарисовка умирающего от холода пьяного мужичка. "Ляг, усни родимый, я тебя снежком согрею." В четвертой части - "Полководце" - символическая песня о бессмысленности. Здесь самый главный полководец, победитель - Смерть. Философская, яркая и очень проникновенная музыка.

М.П. Мусоргский "Ночь на лысой горе".

Здесь будут и ведьмы, и сатана, и бесята, и шабаш. Написана для оркестра, но изначально задумывалась Мусоргским как опера. По преданию, в Иванову ночь на Лысой горе собирались ведьмы и устраивали шабаш. Представьте себе дикую агонию их танца, страсть, нечестивую удаль в исполнении пируэтов – что-то подобное, наверняка, слышал в своей голове Хома Брут, герой гоголевского «Вия», когда летел с панночкой по ночному небу.

С.С. Прокофьев "Наваждение".

Одно из самых известных и играемых произведений для фортепиано Прокофьева. Теоретики описывают это произведение так: «Страшные всадники степей, подавляющие всякое появление жизни», «насильственное вторжение злых фантастических сил, враждебных человеку». Вам, конечно, может прийти в голову свой образ при прослушивании, но то, что это что-то недоброе, это точно.

8. Самое-самое-самое.

Все мы знаем книгу рекордов Гиннеса. Всё, что связано с фортепиано, тоже может войти в неё. Поговорим о клавишных достижениях.

Самый дорогой рояль "Steinway & Sons" стоял 1,2 млн$, он был создан в конце XIX, а продан в Лондоне на аукционе в 1997г.

Challen Concert Grand – название самого большого в мире пианино. Его длина – три с половиной метра, натяжение струн в общей сложности более тридцати тонн. Само пианино весит более тонны. В 2010-ом году в «Книгу рекордов Гиннеса» поступила заявка от «Stolëmòwi Klawér» на признание их концертного рояля самым большим в мире. Комиссией были зафиксированы следующие размеры: длина – шесть метров четыре сантиметра, ширина – два метра пятьдесят два сантиметра, высота – один метр восемьдесят семь сантиметров. Вес гигантского рояля составил одну тонну восемьсот килограмм.

Самое старое фортепиано. Итак, сохранились всего три фортепиано работы самого Кристофори:

  • в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (1720)
  • в Музее музыкальных инструментов в Риме (1722)
  • в Музее музыки в Лейпцигском университете (1726).

Старейший из сохранившихся инструмент 1720 года имеет простой крыловидный корпус и напоминает внешним видом клавесин. Его звук сильно отличается от современного. Его диапазон ýже — 54, а не 88 клавиш, струны тоньше, молотки —жёстче. Всё это придают ему тембр, который ближе к звучанию клавесина, нежели к современному роялю.

9. Радуга и прочие прелести жизни.

Не все фортепиано традиционно коричневого, чёрного или белого цвета – есть яркие разноцветные модели, всем своим видом говорящие: сыграй на мне что-нибудь креативное! Отделка пианино или оформление на его поверхности живописных и творческих идей дадут ему шанс на новую жизнь, добавит свежести, а также индивидуальности интерьеру. Даже если ваше пианино семейная реликвия, отреставрированное, преображенное или окрашенное, оно продолжит семейную традицию передачи инструмента из поколения в поколение.

Нанесение сложного изображения на поверхность пианино – трудная задача. Перед преображением инструмент следует разобрать. При необходимости, обработать все составляющие части акриловой грунтовкой. Простой способ реставрации – покраска акриловыми красками всех частей прибора в любой цвет (в том числе яркий, «кричащий») или нанесение узора по вашему вкусу. Светлые и нейтральные цвета визуально расширят дизайн интерьера комнаты, добавит в нее простор. Яркие оттенки добавят энергии и экспрессии в обстановку.

Необычная и оригинальная идея украшения пианино, расположенного в детской комнате, – использование ярких цветных наклеек. Педагогический лайфхак: если ваш ребёнок не любит заниматься, возможно, стоит лишь немного изменить внешний вид инструмента. Такое «сказочное» решение добавит изюминку в интерьер, стильность детской комнате, а также станет способствовать дальнейшему развитию творческих способностей ребенка. К тому же такие наклейки легко удалить, когда ребёнок вырастет. Интересный вариант декорирования пианино – декупаж различными изображениями, специально приобретенными или подготовленными картинками, кракелюр яичной скорлупой. Используйте отдельные элементы интерьера для разработки проекта нового дизайна инструмента. Используйте уже примененные в интерьере комнаты узоры мебели, текстиля, коврового покрытия, декоративных подушек.

Для классического интерьера актуально частичное применение на инструменте патины. Трафареты – прекрасный вариант для добавки новых акцентов. После росписи, для защиты уникального украшения, созданных с помощью трафаретов закрепите результат с помощью лака. После ремонта остались краски – смело декорируйте ими ваше старинное фортепиано, повторяя орнаменты и узоры, используемые ранее для отделочных внутренних работ. А необычные цветные клавиши сделают разучивание гамм увлекательным занятием.

Истории известны инструменты с раскрашенным корпусом, с выжиганием по дереву, с интересными мазиками и целыми картинами на передней части. Все эти оригинальные изображения можно найти в интернете и «подсмотреть» что-нибудь для себя.

10. О светлой полосе.

Изначально клавиши были все одного цвета - коричневые. Позже, когда стали давать концерты, те клавиши, которые сейчас чёрные, покрасили в белый цвет, а те, что белые, были чёрными. Перекрасить клавиши пришлось, т.к. в оркестровых ямах было темно, они освещались при помощи скудного блеска свечей, а белые клавиши были ориентиром при тусклом освещении. Позже решили изменить это и сделать длинные клавиши белыми, а короткие – чёрными. По одной главной причине - на белом фоне рука смотрится красивее, так что пианистам тоже свойственно чувство прекрасного. История инструментов накопила многие интересные факты о клавишах:

· Мы можем встретить инструменты, где вместо черных клавиш есть белые и наоборот. К таким в основном принадлежат старинные изделия – например, клавестин и спиннет.

· Впервые клавишный инструмент был изобретен в Греции 2 300 лет назад, и у него не было черных клавиш. Поэтому возможности древних музыкантов были ограничены – достаточно самому попробовать играть только на белых клавишах.

· Первые черные клавиши появились в XIII веке, а в последующие 700 лет их расположение улучшалось. Благодаря этому западноевропейская музыка получила неограниченное количество аккордов, разнообразные тональности, новые ключевые знаки.

А ещё распределение чёрных и белых клавиш призывает пианистов быть оптимистами: ведь белых клавиш намного больше, чем чёрных (в соотношении 52 и 36). Так что будьте уверены: с появлением в доме фортепиано и светлые полосы в жизни будут наступать чаще чёрных, поскольку умение играть на короле инструментов – уже большое счастье.

 

.  .  .

technologi.site
technologi.site