Конспект занятия «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб»
Конспект занятия «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб»
Автор: Дроздова Екатерина Александровна
МБДОУ № 104, г. Красноярск
Цель: воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
· Сформировать конкретные представления о дрожжах и их свойстве выделять углекислый газ;
· Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста;
· Развивать любознательность у детей
· Обогащать и расширять словарь детей
· Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми
· Воспитывать аккуратность в работе;
Формы обучения: игровая, практическая, наглядные, словесная, исследовательская.
Материально-техническое обеспечение: микроскоп, экран, компьютер, проектор, емкости для замешивания теста, чайные ложки, дрожжи, сахар, соль, мука, вода, цветные картинки, банка с тестом, опара.
Обогащение словаря: «опара», «дрожжевое тесто», «углекислый газ», «элеватор», «комбайн», «комбайнер», «зернохранилище», «хлебопекарь».
Активизация словаря: загадки, пословицы, слова-превращения, правила, повторение 2-х сложных слов.
Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, анализ, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность.
Содержание организованной деятельности детей.
Организационный момент:
С добрым утром, ребятишки:
и девчонки и мальчишки!
К вам на занятия пришла
Я добра и весела!
Ребята, а у вас какое настроение?
А если хорошее настроение, то нам любое дело по плечу.
Ход занятия:
Проходите, присаживайтесь на стульчики.
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, чем мы с вами будем заниматься?
Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу. (Догадались? Нет, тогда слушайте дальше).
Надоела мне квашня, посадите в печь меня.
Дети: Тесто.
1. Из чего состоит тесто? (мука, сахар, вода - перечисляют).
Ребята, вы забыли или может быть не знаете, что в состав теста входят дрожжи. Если не будет дрожжей, то тесто не поднимется и хлеб будет невкусным.
В каждой стране есть своё национальное блюдо, которое едят только там. Но есть один продукт, который едят все люди. Это – хлеб.
Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.
Однажды во время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень понравилась людям. Так люди стали не варить хлеб, а выпекать.
Такой хлеб был грубым и тяжёлым. Человек не знал, что хлеб может быть лёгким и нежным.
На Руси изначально хлеб выпекался без использования закваски. Лепешки были похожи на те, которые пекут и по сей день в Азии – плоские и пресные. Изготавливали их без использования дрожжей и заквасок.
А сейчас, ребята, пройдите, пожалуйста, за столы для экспериментирования.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста на дрожжи.
Потрогайте их. Какие они?
Какой формы.
Понюхайте.
Чем пахнут дрожжи?
Давайте посмотрим через лупы на дрожжи. На что похожи они?
А если посмотреть в микроскоп, то что мы увидим?.
Воспитатель: Какие они? Действительно ли они круглые?
На что похожи сухие дрожжи? А если без микроскопа, то мы видим сухие безжизненные шарики.
Приготовление опары.
Воспитатель: давайте попробуем накормить наши сухие безжизненные шарики. Сначала сахарком. Потом добавим водички и немного муки насыплем, начинаем всё перемешивать.
Как вы думаете, что произойдёт с дрожжами после того как мы их покормили сахарком, напоили колдовской водой и мукой присыпали (ответы детей).
Воспитатель: Что вы видите? (дрожжи начали «оживать» дышать, наша смесь начинает пузыриться).
Наша опара что сделала?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Да, правильно, зашевелилась. Видите пузырьки образуются и улетучиваются? Это дрожжи вдыхают кислород и выделяют углекислый газ как и мы – люди. Не верите? А вот я вам сейчас докажу.
Эксперимент 1 «Дрожжи выделяют углекислый газ».
С помощью эксперимента продемонстрировать, как дрожжи, «питаясь», выделяют углекислый газ. Горящая лучина, опущенная в банку с тестом, гаснет.
Результат эксперимента: Зажгли лучину и опустили ее в банку с тестом, она потухла. Горение не поддерживает углекислый газ. Значит, когда дрожжи – невидимки питаются, они выделяют углекислый газ, как и мы.
А сейчас подскажите, что нужно положить в опару, чтобы получился тесто?
Дети: ответы.
Эксперимент 2: Налили в пластиковую бутылку тёплой воды, добавили три чайных ложки дрожжей и одну чайную ложку сахара, всё перемешали. Затем натяните на её горлышко воздушный шарик. Поставили бутылку в миску с тёплой водой. Стали ждать, что произойдёт? Шарик постепенно стал надуваться.
Воспитатель: А сейчас муку добавляйте, и всё перемешивайте. Вот теперь у нас получилось тесто.
(Дети несут хлеб в хлебопечь)
1. Выпечка хлеба.
Что нужно сделать с тестом? В печь поставить!!! Но для того, чтобы поставить в печь тесто, нужно дать ему постоять некоторое время в теплом месте, чтобы оно подошло. И перед тем как вы пришли в детский сад, я тоже замесила тесто и поставила в теплое место, посмотрите какое оно стало (большое, пышное) можете дотронуться пальчиком (воздушное), вот такое тесто можно ставить в печь.
Воспитатель: А пока наш хлеб «сидит» в печи, давайте немного передохнём. Представим себя маленькими зёрнышками.
В землю зернышко попало, (присели)
Прорастать на солнце стало (приподняться)
Дождик землю поливал, (качают руками)
И росточек подрастал (ещё приподнимаются)
К свету и теплу тянулся (поднимают руки и встают)
И красавцем обернулся. (Руки на поясе поворачиваются из стороны в сторону)
Давайте вспомним как хлеб приходит к нам на стол.
Воспитатель: Наконец-то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Воспитатель: Пришло время посмотреть, что произошло с шариком? Почему он надулся?
Правильно, когда дрожжи оживают и начинают есть сахар, смесь наполняется пузырьками углекислого газа. Пузырьки начнут лопаться, и газ станет надувать шарик.
Воспитатель: Чудо-печка поет, нас в гости зовет. Вот и наш хлеб испёкся.
Ароматный, душистый.
Давайте рассмотрим кусочек хлеба. Какой он? Понюхайте, чем он пахнет? (ответы детей)
(показ кусочка хлеба через микроскоп)
А в чём же секрет?
Пузырьки образуют в тесте дырочки, которые вы видите на кусочках хлеба и на нашем экране. Такой хлеб называют пористым.
Мы с вами доказали что дрожжи поднимают тесто и влияют на качество выпекаемого хлеб.
Угощайтесь нашим хлебом и не забудьте желание загадать прежде, чем съесть кусочек хлеба. Приятного аппетита!
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
ИТОГ: Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии. Какие ингредиенты нужны для приготовления опары? Что нужно положить в опару, чтобы получился тесто?
Всем спасибо!