Консультация о подготовке ребенка к школе: Что нужно знать родителям старшего дошкольника

Дата публикации: 2020-06-09 10:15:53
Статью разместил(а):
Веселкова Светлана Ивановна

Консультация о подготовке ребенка к школе: Что нужно знать родителям старшего дошкольника

Автор: Веселкова Светлана Ивановна

МКДОУ "Д/с № 163", г. Новосибирск

 

К моменту освоения букв у ребёнка развито пространственная ориентировка (на плоскости), дети умеют анализировать образ предмета, выделяют мелкие детали, видят различие двух изображений.

Уровень развития детских рисунков влияет на формирование графического образа буквы. В 6-7 лет ребенок не пишет, он их рисует, передавая все особенности шрифта. Рисование разных вариантов букв способствует формированию графемы, как обобщенного образа букв.

Родители первоклассников, иногда жалуются на плохой почерк ребенка. С чем это связано и как этого избежать?

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к условию навыков (в том числе навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Подготовка ребёнка к обучению письма начинается задолго до поступления его в первый класс.

Большая роль ложится, как на педагогов, так и на родителей – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе и такими, которые воздействуют на него вне стен дошкольного учреждения.

Систематичность влияет на формирование этого навыка, важно взаимодействие семьи и детского сада.

Правильное положение пальцев, удобное и оптимальное обеспечивающее ребёнку аккуратный и ровный почерк.

Следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного; опора – на мизинец и ребро ладони; средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.

- расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2,5 см.

- верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.

- кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола;

- пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно;

 - ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола;

- рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она не в коем случае не должна лежать на коленях- это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует нарушению осанки.

Неправильный двигательный навык и обращение с пишущим предметом (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе фигуры типа букв (в дальнейшем мы назовём это неправильным навыком письма).

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

- неправильное положение пальцев относительно друг к друга (ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулачок; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце; и др.);

- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (ребёнок держит ручку слишком далеко к нижнему кончику или близко);

- неправильное положение руки (кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др.);

Неправильное движение руки (кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.);

- слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

- неправильное положение тела (ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.);

- активное поворачивание листа бумаги при рисовании закрашивании.

Исправление неверно сформированного навыка письма включает в себя упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Писать письменные буквы до школы ни в коем случае нельзя!

Но ведь с письмом в школе трудности, возразят многие родители, вспоминая ужасные каракули в тетрадях. Да, это так, малышу очень трудно писать. Именно поэтому не надо торопить этот процесс. У ребёнка ещё слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Ведь для этого не обязательно писать буквы. Заинтересуйте ребёнка играми, например, с мелким конструктором «Лего»; выкладывание мелкой мозаики; купите интересные раскраски; работайте с пластилином; нанизывание бус; рассортировать крупу в помощь маме и многое другое, что поможет вашему ребёнку - это и есть подготовка руки к письму.

Не надо давать ребёнку большие задания, нагрузки даются постепенно, начинайте с малого, например, раскрасить флажок, главное, чтобы у ребёнка был интерес к данному виду деятельности, следите за тем, как ребёнок раскрашивает, если у него не получается, покажите, как правильно, обратите внимание малыша, как вы медленно и аккуратно работаете, как следите за тем чтобы карандаш не выходил за контур.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приёмом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника, регулярно проверяйте, выполняет ли ребёнок эти требования и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать эти действия.

Вы заметили у ребёнка неправильное положение пальцев при письме, рисовании, можно воспользоваться такими приёмами:

- на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что карандаш должен лежать на этой точке;

- ребёнок держит карандаш (ручку) слишком близко к нижнему кончику (или слишком высоко), можно нарисовать на карандаше (ручке), ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше);

- при жёсткой фиксации кисти на плоскости листа, может помочь обведение (затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки;

- развитие тонкой ручной деятельности, это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких конструкторов, вышивание и др.;

- своевременное овладения навыками самообслуживания (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, узелков и др., посильное участие в домашних делах (сервировка стола, уборка игрушек и т.д.).

Неправильный навык письма чаще встречается у детей часто болеющих, редко посещающих детский сад по причине болезни, или по другим объективным причинам, где они могли бы получать достаточный опыт изобразительной деятельности.

Часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что ребёнок при выполнении мелких движений плохо владеет руками, особенно пальцами, т.е. у него недостаточно развита ручная умелость. Среди этих детей часто встречаются неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети.

Причины:

- неблагополучно протекающая беременность;

- родовые травмы;

- серьёзные заболевания на первом году жизни.

Из-за особенностей состояния их нервной системы у этих детей труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются коррекции.

Бывают случаи, когда ребёнок рождён с благополучной историей и развивался в норме, а у него ручная умелость развита недостаточно. Это случается, когда на протяжении дошкольного возраста взрослые (родители) не придавали значения правильной организации жизни ребёнка, не создавали условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию малыша.

Забота взрослых о здоровье и развитии ребёнка имеет   огромное значение для правильного и своевременного развития всего его организма. Тесный контакт родителей с воспитателями ДОУ, который посещает ребёнок, поможет достичь желаемых результатов.