Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Финансовое воспитание детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-06-02 11:43:44
Статью разместил(а):
Поленникова И.Н.

Финансовое воспитание детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, определяемые новой социокультурной ситуацией в работе с детьми ОВЗ

Автор: Поленникова И.Н.

 

Актуальность проекта.

Под социокультурным развитием понимается становление у ребенка системы ценностей как мер, с которыми он  соотносит собственные действия, поступки, переживания, начинает оценивать свои и  чужие действия, при помощи которых он определяется  в обществе.

Социокультурное развитие — это формирование у детей с ОВЗ представлений о хорошем и плохом, правде и истине, а также приобретение способностей сопоставлять свою жизнь с общественными образцами. Формирование и развитие социокультурных ценностей тесно связано с условиями, в которых воспитывается и обучается ребенок.

Современные дети, воспитывающиеся в такой социокультурной обстановке, говорят, что, став взрослыми, они хотят жить хорошо. Не составляют исключение и наши дети. Что же они вкладывали в эти понятия? Современные дети, когда вырастут, хотят быть начальниками («Он много денег получает», бизнесменом («Это очень-очень богатый человек», директором банка («Он дает кредиты, дал деньги в кредит маме и папе», главным бухгалтером («Моя мама – главный бухгалтер и папа – главный бухгалтер тоже).

Финансовое просвещение и воспитание детей с ОВЗ дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети с ОВЗ должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Цель проекта: изучить нормативно-правовую, научно-методическую литературу, обосновать методически и разработать для практической реализации проект по формированию у старших дошкольников с ОВЗ начал финансовой грамотности в соответствии с новой социокультурной ситуацией и разнообразием детства.

Задачи проекта:

1. Анализ научно-методической литературы по теме проекта «Азбука финансов».

2. Подбор и отбор необходимого рабочего материала по теме проекта «Азбука финансов» по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

3. Определение и уточнение методов диагностики по финансовой грамотности старших дошкольников.  

4. Разработка плана мероприятия по теме проекта «Азбука финансов» по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

5. Подготовка к реализации содержания проекта по теме «Азбука финансов»  по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

6. Подведение итогов. Определение эффективности и результативности проекта «Азбука финансов» по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

Целевая аудитория проекта: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, их родители, воспитатели групп.

Объект исследования: организация образовательного пространства детей с ОВЗ.

Предмет исследования: формирование финансового просвещения и воспитания детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Глава I. Теоретические основы финансового просвещения и воспитания детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

1.1. Понятие финансового просвещения и формирования финансовой грамотности

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.  Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только  на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Если взрослые  вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок, полученный по щелчку на даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Обратим свое внимание на кредитные карты. Сейчас это очень распространенное явление. Дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Необходимо дать понять, что долг остается долгом. Сейчас часто замечаем, что в сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети чаще расплачиваются банковской картой, а не наличными.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Немаловажно рассказать детям, o существовании денег, с помощью которых можно зарабатывать. Научить ребенка, как и куда правильно вкладывать денежные средства.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает  в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации»обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения:

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Выгодский Л.С., отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ.

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире.

2. Темп выполнения заданий очень низкий.

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого.

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

5. Низкий уровень развития речи, мышления.

6. Трудности в понимании инструкций.

7. Инфантилизм.

8. Нарушение координации движений.

9. Низкая самооценка.

10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении.

11. Высокий уровень психомышечного напряжения.

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

1.3. Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и  дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Прежде чем начинать работу по формированию основ финансовой грамотности, необходимо  понять, насколько дети с ОВЗ готовы к экономическому воспитанию. При относительной сохранности смысловой памяти  у детей снижена вербальная память , страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В связи с этим, нужно выстраивать работу  на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени. Итак, мы начали знакомство с понятием «деньги» и обогащение активного словаря по теме финансовой грамотности. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться. Важно научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.

Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Так как первые потребности ребенка формируются в непосредственном общении со взрослым, именно взрослые объясняют ребенку основную роль денег.

В работе по формирование первых представлений о деньгах, можно предложить детям некоторые ситуации, которые предполагают взаимодействие друг с другом и распоряжение личными финансами.  Здесь дети  учатся осваивать основные модели взаимодействия людей в конкретных ситуациях. Предложить роли продавец-покупатель, водитель общественного транспорта — пассажир, фармацевт-покупатель и т.д.  Старшим дошкольникам соотносить доход с ценой на товар, чтоб узнать, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают не только знания о деньгах, но и начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста с ОВЗ в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее. «Всё преимущество иметь деньги, заключается в возможности ими пользоваться» (Бенджамин Франклин).                            

Глава II. Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап: Анализ научно-методической литературы, подбор и отбор необходимого рабочего материала, разработка плана мероприятия, подготовка к реализации содержания, определение и уточнение методов диагностики по теме «Азбука финансов» по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников с ОВЗ.

2. Основной этап: Работа с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста по формированию основ Программы финансовой грамотности «Азбука финансов» в рамках реализации проекта «Изменения в профессиональной деятельности педагога, определяемые новой социокультурной ситуацией и разнообразием детства»).                        

3. Заключительный этап: Определение эффективности в реализации Программы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов».

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Ответственный

1

Определение темы проекта, отражающей актуальную проблему в развитии современных детей

воспитатели группы,

старший воспитатель

2

Формулирование основной цели и задач предполагаемого проекта

воспитатели группы,

старший воспитатель

3

Анализ нормативно-правовой и научно - методической литературы по теме проекта

воспитатели групп,

старший воспитатель

4

Подбор и отбор необходимого рабочего материала 

воспитатели группы,

старший воспитатель

5

Разработка тематического плана мероприятий

(приложение 1)

воспитатели,

старший воспитатель

6

Подготовка к реализации содержания проекта

воспитатели группы,

старший воспитатель

7

Создание игротеки по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

воспитатели группы,

старший воспитатель

8

Составление краткого словаря экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста

воспитатели группы,

старший воспитатель

9

Составление картотеки игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

воспитатели группы,

старший воспитатель

10

Составление альбома раскрасок, методических рекомендаций к их использованию «Финансовая грамотность в мудрости народной» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

воспитатели группы,

старший воспитатель

11

Создание электронных презентаций «В гостях у СКАЗОК», «Деньги», «Магазин ДЕТСКИЙ МИР», «Цветик – семицветик», комикса «История о  РУБЛИКЕ и его друзьях»

воспитатели группы,

старший воспитатель

12

Просмотр обучающих мультфильмов из серии «Азбука финансовой грамотности»

воспитатели группы,

старший воспитатель

13

Тематическая декада для родителей старших дошкольников по формированию у них первичных экономических понятий и знаний

«Что, как и зачем? 

(тематические деловые игры, стенды, просветительские фильмы, презентации)

воспитатели группы,

старший воспитатель

14

Реализация проекта

воспитатели группы,

старший воспитатель

15

Определение и уточнение методик диагностик

воспитатели группы,

старший воспитатель

16

Определение эффективности и результативности проекта

воспитатели группы,

старший воспитатель

Ресурсы:

Условия

Ответственный

  Нормативно-правовые:

  1. Изучение и анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Изучение и анализ Приказа Минобрнауки  России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  3. Конвенция о правах ребёнка.

Материально-технические:

1. Компьютер

2. Ноутбук

3. Мультимедийное оборудование, проектор

4. Интерактивная доска

5. Приобрести: детские игровые планшеты.

Заведующий

Кадровые:

  1. Заведующий
  2. Старший воспитатель
  3. Педагог-психолог
  4. Воспитатели
  5. Музыкальный руководитель.

Заведующий 

Научно-методические:

Изучение и анализ

  1. СТРАТЕГИЯ повышения финансовой  грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 года №2039-р)
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.
  4. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок для детей 5-7 лет. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., 2018 М.: КноРус

Старший воспитатель,

воспитатели,

педагог-психолог

Информационные:

Информирование участников образовательного процесса о реализации проекта «Изменения в профессиональной деятельности педагога, определяемые новой социокультурной ситуацией и разнообразием детства» через: 

  1. Презентация проекта на педагогическом совете
  2. Изучение педагогами методической литературы по финансовой грамотности дошкольников
  3. Проведение родительских собраний в группах старшего дошкольного возраста
  4. Создание информационных центров для родителей
  5. Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей, экскурсии, использование ИКТ

Старший воспитатель,

воспитатели,

педагог-психолог

Мотивационные:

Повышение мотивации у авторов проекта через:

- самообразование;

- курсы повышения квалификации

- практические конференции

- семинары

Повышение мотивации у родителей через:

-проведение открытых мероприятий по программе «Азбука финансов»

Старший воспитатель,

воспитатели,

педагог-психолог, родители

Организационные:

  1. Создание наглядно-дидактического, развивающего материала, 
  2. Проведение тематических бесед с дошкольниками
  3. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов
  4. Организация экскурсий в магазин игрушек, Сберегательный банк, Детский парк.

Старший воспитатель,

воспитатели,

педагог-психолог, родители

Финансовые:

Приобрести: атрибуты, оборудование, спецодежду для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Выбираем подарок другу»,  «Сувениры», «Посуда»,  «Детское кафе»,  «Салон красоты».

Заведующий 

Практическая значимость: материалы проекта могут быть использованы реабилитологами центров социальной реабилитации детей с ОВЗ, педагогами коррекционных учреждений, учителями- дефектологами, воспитателями детских образовательных учреждений.

Трудоемкость педагога минимизирована.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у педагогов осознания значимости данного вида деятельности в своей работе, ее роли в воспитании детей с ОВЗ и готовности к разработке и реализации новых проектов.

2. Сформированность у родителей  готовности к совместной деятельности, желание взаимодействовать с педагогами и администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3. Сформированность у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста целостного мировоззрения по основам финансовой грамотности, уважения к людям труда и бережливости.

Прогнозируемые социальные эффекты:

Учредитель

Позиционирование образовательного учреждения как социального партнера в вопросах сотрудничества родителей и педагогов

Обучающиеся

Успешная социализация  детей  с ОВЗ в равные образовательные условия

Родители

Родитель компетентен в вопросах формирования финансовой грамотности детей  старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Педагоги

Расширение педагогических компетенций в коррекционно-образовательном процессе

Партнеры

Возможность использования опыта и проведения совместных мероприятий

Критерии эффективности проекта (методы диагностики). Диагностика.

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

- знание ребенком потребностей семьи;

- представления о труде родителей;

- представления об экономических понятиях;

- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

- общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;

- оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети с ОВЗ могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети с ОВЗ имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети с ОВЗ не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судиться об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий. 

Заключение.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.  Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии ипланирования финансов они стараются подражать родителям. Еслиродители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребеноквырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление оденьгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети  должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным  трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой  грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.  Изучая финансовую грамотность, дети имеют представления об элементарных экономических понятиях, адекватно ведут себя в окружающем предметном мире, в социальном окружении и проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.). 

 

Список литературы:

1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности М.:Вита-Пресс, 2017.

2. Березенкова Т.В. Моделирование игрового опыта. ФГОС. Волгоград: Учитель, 2016.-56с.

3. Виноградова Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Виноградова // Молодой ученый. – 2017. – № 9.

4. Дашкевич Л.В. Педагогические средства и методы социокультурного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Дашкевич // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки. – 2016.

5. Демянчук Л.А. Воспитание у дошкольников социальных умений и навыков в процессе игровой деятельности в ДОО [Текст] / Л.А. Демянчук // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 7 (122).

6. Еремина М.О. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие  – Калининград, 2017 - 48 с.  

7. Жуйкова Т.П., Кокухина А.А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. -№3.-С. 821-823.

8. Никифорова О.В., Антонова Е.Н. Создание предметноразвивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы [Текст] / О.В. Никифорова, Е.Н. Антонова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 5.

9. Подболотова М.И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности у детей, Вестник Российского университета дружба народов, 2015 №4.- с.83-91.

10. Семенкова Е.В., Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», М.:Вита-Пресс, 2019.

11. Ульева Е. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для детей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018.

12. Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками [Текст] / С.Ю. Шалова // Детский сад. Теория и практика. – 2014. – № 5.

13. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//дошкольное воспитание.- 2018-№12.- С.22-26.

14. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2017.

 

.  .  .