Рабочая программа воспитателей старшей группы

Дата публикации: 2020-05-28 09:59:43
Статью разместил(а):
Ленивая Жанна Ивановна

Рабочая программа воспитателей старшей группы  

Автор: Ленивая Жанна Ивановна

ГБДОУ "Детский сад № 72 Петроградского района Санкт-Петербурга"

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

·         ФГОС дошкольного образования

·         Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 №122-ФЗ

·         Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений СанПин 2.4.1.3049-13

·         Основная общеобразовательная программа Государственного бюджетного дошкольного образования

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы ГБДОУ "Детский сад № 72 Петроградского района Санкт-Петербурга".

- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

- Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

- Подготовка к жизни в современном обществе.

- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы: 

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; 

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос­питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 

•  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; 

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 

•  уважительное отношение к результатам детского творчества; 

•  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре­ждения и семьи; 

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

 

Краткая характеристика воспитанников группы

На начало учебного года в старшей группе по списку 37 человек. Из них 17 девочек и 20 мальчиков. Девочки и мальчики в нашей группе физически активны, любят играть в подвижные игры. Мальчики любят играть в дорожное движение, в строительные и конструктивные игры Девочки с удовольствием играют в кукольном уголке, показывают театральные постановки, занимаются художественно-творческой деятельностью (рисование, лепка, аппликация). Дети с большим удовольствием играют в развивающие игры. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми, задают много вопросов поискового характера. Проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, самостоятельность, стремятся к самовыражению. Воспитанники старшей группы справляются с программными требованиями по физическому и речевому развитию. Уровень усвоения знаний, умений и навыков соответствует возрастной норме.

Дети нашей группы обучаются по основной общеобразовательной программе ГБДОУ.  Учитывая возрастные, гендерные особенности наших воспитанников, мы используем в своей работе дифференцированный подход и организуем индивидуальную работу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы: 

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; 

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос­питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 

•  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; 

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 

•  уважительное отношение к результатам детского творчества; 

•  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре­ждения и семьи; 

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:

• Физическое развитие; 

• Социально – коммуникативное развитие; 

• Познавательное развитие; 

• Речевое развитие; 

• Художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

 

Цели и задачи в летний оздоровительный период.

Основная цель работы в летний оздоровительный период - это создание максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников.

Задачи работы с детьми:

Направление «Физическое развитие.

·         Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и   психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.

·         Всесторонне совершенствовать физические функции организма

·         Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания

·         Формировать интерес и потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка

·         Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.

Направление «Художественно-эстетическое развитие».

·         Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течении года

·         Поддерживать инициативу детей в импровизации

·         Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка

·         Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями

·         Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации

·         Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.

·         Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника

·         Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира

·         Развивать умение передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения

·         Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

Направление «Познавательно-речевое развитие».

·         Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления

·         Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения

·         Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира

Направление «Социально-коммуникативное развитие»

·         Развивать игровую деятельность воспитанников

·         Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

·         Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств

·         Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам

·         Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.

 

ПРИНЦЫПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

·         поддержки разнообразия детства

·         сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка

·         полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития

·         создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями

·         реализация Программы в формах, специфических для детей; данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка

·         личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей

·         возможность освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации

·         приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

·         формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности

·         поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

·         учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников и единство лексических тем обеспечивающих:

·         «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности

·         социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников

·         поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы

·         возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному

·         выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 до 6лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа предполагает достичь положительной динамики развития каждого ребёнка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования:

·         ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

·         использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

·         владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

·         стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

·         проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

·         проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

·         у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

·         ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·          ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·         ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

·         ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

·         у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

·         ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·         ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Петербурговедение» по возрастам (на основе технологии «Первые шаги», Г.Т.Алифанова)

 

Пояснительная записка

Предлагаемая Программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее интересными достопримечательностями Санкт- Петербурга: архитекторами, скульпторами, людьми, которые прославили город. Способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к родному городу, уважение к предкам. Программа отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности.  Программа построена на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей; доступность материала; постепенность его усвоения. Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет.

Цель программы: Создание оптимальных условий для углублённого развития детей в знакомстве с родным городом через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной системы дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, исторических материалов.

В основу программы положены следующие принципы:

- профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребёнком;

- сохранение самооценки дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребёнку историю своего города и высокую духовность,

- сочетание историчности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника- игру.

Основные задачи программы:

·         Воспитание маленького петербуржца: воспитанного, доброго, внимательного к другим людям, достойного преемника петербургских традиций;

·         Воспитание любви и ценностного отношения к Санкт-Петербургу, как к месту проживания, так и культурному и историческому центру нашей страны.

·         Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития родного города, его традиции и обычаи.

·         Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.

·         Совершенствование коммуникативных качеств между взрослыми и детьми.

·         Соприкосновение дошкольника с нравственными идеалами общечеловеческих ценностей и культуры родного города.

Представления о Санкт-Петербурге является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);

- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);

- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о Санкт-Петербурге, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях Санкт-Петербурга;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к Санкт-Петербургу (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);

- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о Санкт-Петербурге, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;

- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

- участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 20-25 минут.

 

«Игровая деятельность по развитию речи» по возрастам

(на основе технологии «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушакова)

Пояснительная записка

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Наша задача—воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка в коллективе, сделать все для того, чтобы дети хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво. С этой целью проводится игровая речевая деятельность детей. Деятельность проводится с использованием игровых технологий (игр по развитию речи для детей 3-7 лет 2 раза в неделю во второй половине дня.

Деятельность содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка. Обучение языку и развитие речи даются не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми. Необходимым компонентом и целью использования речевых игр является речевое воспитание.

Цель: Повышение уровня обучения дошкольников в аспекте развития речи, формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями

Основные задачи:

• Развитие речи детей посредством использования игровых технологий.

• Позитивная социализация детей дошкольного возраста

• Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.

• Совершенствование коммуникативных качеств

• Воспитание звуковой культуры речи

• Формирование грамматического строя речи
• Развитие связной речи

Деятельность построена на основе главных методических принципов:

• учёт возрастных особенностей детей;

• доступность материала;

• постепенность его усвоения.

Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет и составлена на основе сборника «Придумай слово» О.С.Ушаковой (речевые игры и упражнения для дошкольников.

Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 20-25 минут.

 

«Формирование основ безопасности»

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Р.Б. Стёркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева; 

Пояснительная записка 

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). 

Безопасное поведение в природе. 

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. 

Безопасность на дорогах. 

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». 

Безопасность собственной жизнедеятельности. 

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.