Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-05-21 20:35:26
Статью разместил(а):
Колоскова Виктория Юрьевна

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Автор: Колоскова Виктория Юрьевна

 

Одно из самых любимых детских занятий - это рисование, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, терпение, усидчивость, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все мною перечисленное пригодится малышу в дальнейшей его жизни. 

Работая с детьми в детском саду, можно использовать как традиционные методы изображения предмета на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью)  так и  нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны детям всех возрастов ,что позволяет им раскрыть себя во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. 

Начиная с младшего возраста,  мы прививаем любовь  к изобразительному искусству, советую использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование детям доставляет положительные эмоций, удивляет своей непредсказуемостью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. 

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: скомканной бумагой, поролоном, парафиновой свечой, трубочками, нитками, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д. 

Для каждой возрастной группы они свои. 

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: 

- рисование ладошками. 

- рисование пальчиками; 

- тычок жесткой полусухой кистью; 

- рисование ватными палочками; 

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: 

- печать пластилином;

- тычкование; 

- печать по трафарету; 

- оттиск поролоном; 

- свеча и акварель; 

- набрызг; 

- отпечатки-картинки; 

  - отпечатки листьев; 

 - масляная пастель + акварель; 

- монотипия.

- волшебные ниточки. 

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные техники: 

- рисование зубочисткой; 

- кляксография обычная и с трубочкой; 

- рисование мыльными пузырями; 

- монотипия; 

- батик; 

- пластилинография; 

- рисование мятой бумагой; 

- рисование солью; 

- фроттаж. 

- граттаж.

Каждый из этих методов – для ребенка это игра. Используя все эти методы дети чувствуют себя расскованее, смелее развивают воображение свободу творчества, способствуют развитию координации движений. 

Нетрадиционные художественно-графические техники: 

«Печать листьев» - используются листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисти, не оставляем пустых мест, делается это на отдельном листе. Далее окрашенной стороной прижимают плотно к бумаге, не сдвигая с места. Листья использовать можно повторно, нанося на него другой цвет, при смешении может получиться необычный оттенок, остальное прорисовываем кистью. Получаются красивые пейзажи. 

«Рисование ладошкой или пальчиками». Ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её кистью и делает отпечаток на бумаге.. После работы руки вытираем салфеткой, гуашь легко смывается. 

Штампование. Маленькие детки с удовольствием всегда штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи заранее изготовленного штампа (срез от картофеля, яблока , это может быть дно от пластиковой бутылки, крышки, покрытые краской) нанести отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно преобразить. 

«Скатывание бумаги» – бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. 

«Оттиск смятой бумагой». Мнём в руках бумагу до мягкого состояния. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть произвольными. После прижимаем смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. 

 «Рисование ватными палочками». Опускаем ватную палочку в воду, затем в краску и на листе ставим точки. И рисуем по желанию. Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобиль, куклу. Главное в этом деле – желание! 

«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками». Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д. 

«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно размять в ладонях или в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. 

«Кляксография». Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение. Можно использовать трубочку и раздувать кляксу в разных напрвлениях. 

«Ниткография». Этой техникой можно работать двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда разворачиваем лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Во Втором способе использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде какого либо предмета. 

«Рисование мыльными пузырями». Мыльными пузырями можно рисовать, окрасив краской. Пузыри выдуваются над листом бумаги и оставляют отпечаток. Отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи. 

«Рисование ластиком». Простым карандашом заштриховываем лист. Берем ластик, намечаем середину цветка и стираем лепестки и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки.

«Батик». Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками. 

«Набрызг». Набираем краску на кисть и ударяем кистью о картон (расческу), который держим над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. 

«Техника выполнения витражей – клеевые картинки». Контур будущего рисунка  делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. 

«Монотипия» - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. 

Дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии: 

· Первый приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе. 

· Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, если вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.  

Рисование нетрадиционной техникой: 

•        развивает пространственное мышление; 

•        развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия; 

•        развивает уверенность в своих силах; 

•        побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•        способствует снятию детских страхов; 

•        развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; 

 •        учит детей свободно выражать свой замысел; 

•        учит детей работать с разнообразным материалом; 

•        развивает мелкую моторику рук; 

•        во время работы дети получают эстетическое удовольствие. 

Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышает интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. 

 

.  .  .