Развлечение «Родной язык – народа достояние»

Дата публикации: 2020-04-28 01:46:05
Статью разместил(а):
Шутай Ирина Владимировна

Развлечение «Родной язык – народа достояние»

Автор: Шутай Ирина Владимировна

МБДОУ № 12, г. Приморско-Ахтарск

 

«Жизнь народа в его языке, язык народа - это феномен. Каждый язык – сокровище гения всего человечества».

Чингиз Айтматов

 

В мире с 2000 года отмечается Международный день родного языка, провозглашенный на Генеральной конференции ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Дата выбрана не случайно — в знак памяти событий, произошедших 21 февраля 1952 года в Дакке (ныне столица Бангладеш).

Эта дата стала отличным поводом для разработки и организации в детском саду ряда мероприятий, направленных на обогащение духовного мира детей через различные виды деятельности.

Цель: познакомить детей с «Международным днем родного языка».  Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности. 

Задачи:

- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

- воспитывать патриотизм, толерантность.

- способствовать развитию нравственных качеств характера.

- развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство; раскрывать таланты воспитанников.

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Составь слово», «Доскажи словечко», «Рифмушки»; рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке; русские народные подвижные игры; слушание русских народных песен; экскурсия в детскую городскую библиотеку.

Ход мероприятия

Педагог: сегодня, ребята, особенный праздник - международный день родного языка. Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.

Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека - тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?

Дети: на русском.

Педагог: какое первое слово произносит ребенок?

Дети: мама.

Педагог: по-немецки это звучит как "мутер", по-английски - "мазер", по-французски - "маман".

Педагог:

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

(песня «Песенка – Азбука» слова Б. Заходер, музыка В. Щукин)

Педагог: слово "алфавит" пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называется "альфа", а вторая "вита" - из них и получилось слово "алфавит". А теперь назовите, пожалуйста, известные вам буквы алфавита.

(Дети называют буквы)

Педагог: ребята, вы уже знаете буквы! А умеете из них составлять слова?

(Предполагаемый ответ детей)

Педагог: я предлагаю вам сыграть в интересную игру "Составь слово".

(Перед участниками игры буквы русского алфавита, дети составляют из букв слова: "мама", "мир", «дом», "родина".

Педагог: ребята, вы уже знаете, что в России живут люди разных национальностей. У каждого из них есть свой родной язык, который они берегут и передают из поколения в поколение. Сегодня у нас в гостях главный специалист городской детской библиотеки Лидия Робертовна Волошина.

Беседа специалиста по теме.

Педагог: как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок. Предлагаю нам вместе их вспомнить.

1. Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

2. Слово – серебро, молчание – золото.

3. Красно поле пшеном, а беседа умом.

4. Что кого веселит, тот про то и говорит.

5. Без русского языка не будет и сапога.

6. На великое дело – великое слово.

7. Велик и могуч русский язык.

8. Язык языку весть подает.

9. Доброе слово лучше мягкого пирога.

10. Доброе слово уймет злое.

Педагог:

Родной язык — народа достояние,

Он с детства каждому из нас знаком.

Стихи и проза, сказки и предания —

Всё мило нам на языке родном!

Педагог: пословица – это мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, пословица ведь не мимо молвится!

Делу – время, потехе – час!

Приглашаю вас ребята поиграть сейчас!

Становись честной народ, поиграем в «Ручеёк».

(русская народная игра «Ручеёк»)

Педагог: а как же без песни на нашем родном языке!

Народная песня «Як служив я в пана».

Исполняют дети старшей группы и музыкальный руководитель.

Педагог: Стихи будем мы читать, рифму к слову подбирать, на вопросы отвечать. И конечно, без сомненья, речь при этом развивать!

Речевая игра «Рифму к слову подбери».

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке он (катился).

Был он весел, был он смел

И в пути он песню (пел),

Съесть хотел его Зайчишка,

Серый волк и бурый (Мишка).

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую (Лису),

От неё уйти не смог.

Что за сказка?     (Колобок)

Педагог:

Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Флэшмоб «Я, ты, он, она вместе целая страна".