Развлечение «Родной язык – народа достояние»
Развлечение «Родной язык – народа достояние»
Автор: Шутай Ирина Владимировна
МБДОУ № 12, г. Приморско-Ахтарск
«Жизнь народа в его языке, язык народа - это феномен. Каждый язык – сокровище гения всего человечества».
Чингиз Айтматов
В мире с 2000 года отмечается Международный день родного языка, провозглашенный на Генеральной конференции ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Дата выбрана не случайно — в знак памяти событий, произошедших 21 февраля 1952 года в Дакке (ныне столица Бангладеш).
Эта дата стала отличным поводом для разработки и организации в детском саду ряда мероприятий, направленных на обогащение духовного мира детей через различные виды деятельности.
Цель: познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности.
Задачи:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
- воспитывать патриотизм, толерантность.
- способствовать развитию нравственных качеств характера.
- развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство; раскрывать таланты воспитанников.
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Составь слово», «Доскажи словечко», «Рифмушки»; рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке; русские народные подвижные игры; слушание русских народных песен; экскурсия в детскую городскую библиотеку.
Ход мероприятия
Педагог: сегодня, ребята, особенный праздник - международный день родного языка. Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.
Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека - тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?
Дети: на русском.
Педагог: какое первое слово произносит ребенок?
Дети: мама.
Педагог: по-немецки это звучит как "мутер", по-английски - "мазер", по-французски - "маман".
Педагог:
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
(песня «Песенка – Азбука» слова Б. Заходер, музыка В. Щукин)
Педагог: слово "алфавит" пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называется "альфа", а вторая "вита" - из них и получилось слово "алфавит". А теперь назовите, пожалуйста, известные вам буквы алфавита.
(Дети называют буквы)
Педагог: ребята, вы уже знаете буквы! А умеете из них составлять слова?
(Предполагаемый ответ детей)
Педагог: я предлагаю вам сыграть в интересную игру "Составь слово".
(Перед участниками игры буквы русского алфавита, дети составляют из букв слова: "мама", "мир", «дом», "родина".
Педагог: ребята, вы уже знаете, что в России живут люди разных национальностей. У каждого из них есть свой родной язык, который они берегут и передают из поколения в поколение. Сегодня у нас в гостях главный специалист городской детской библиотеки Лидия Робертовна Волошина.
Беседа специалиста по теме.
Педагог: как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок. Предлагаю нам вместе их вспомнить.
1. Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
2. Слово – серебро, молчание – золото.
3. Красно поле пшеном, а беседа умом.
4. Что кого веселит, тот про то и говорит.
5. Без русского языка не будет и сапога.
6. На великое дело – великое слово.
7. Велик и могуч русский язык.
8. Язык языку весть подает.
9. Доброе слово лучше мягкого пирога.
10. Доброе слово уймет злое.
Педагог:
Родной язык — народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания —
Всё мило нам на языке родном!
Педагог: пословица – это мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, пословица ведь не мимо молвится!
Делу – время, потехе – час!
Приглашаю вас ребята поиграть сейчас!
Становись честной народ, поиграем в «Ручеёк».
(русская народная игра «Ручеёк»)
Педагог: а как же без песни на нашем родном языке!
Народная песня «Як служив я в пана».
Исполняют дети старшей группы и музыкальный руководитель.
Педагог: Стихи будем мы читать, рифму к слову подбирать, на вопросы отвечать. И конечно, без сомненья, речь при этом развивать!
Речевая игра «Рифму к слову подбери».
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую (Лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
Педагог:
Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Флэшмоб «Я, ты, он, она вместе целая страна".