Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей

Дата публикации: 2020-04-27 13:49:35
Статью разместил(а):
Михеева Кристина Дмитриевна

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей

Автор: Михеева Кристина Дмитриевна

 

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Сухомлинский В.А.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка раннего возраста, развитию у него познавательного интереса, который обеспечивает формирование целостной картины мира.

Познавательно-исследовательская деятельность – это сознательная деятельность ребенка, направленная на познание окружающего мира, приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а так же конкретных знаний.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует:

1. Формированию системы знаний об окружающем мире.

2. Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)

3. Формированию познавательной активности и познавательного интереса личности ребенка.

4. Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительности. Эта направленность характеризуетcя постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес ребенка раннего возраста носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые, он сам постоянно и активно ищет. При этом поисково-исследовательская деятельность совершается c увлечением.

Между двумя видами: игрой и познавательно-исследовательской деятельности нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Дети раннего возраста открывают для себя мир через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Ведь усваивается все надолго лишь тогда, когда ребенок слышит, видит, делает самостоятельно. На этом основана познавательно исследовательская деятельность.

В исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия, поэтому очень важно развивать у детей познавательный интерес. Проблема познавательного интереса - одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

От того, на сколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит его обучение в школе.

 Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь ребенку познавать мир. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.  

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний  детей, становление опытно-экспериментальных действий  формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную  эффективность  интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность  к обучению в школе.

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Познавательно-исследовательская деятельность является важной  составляющей для гармоничного развития ребенка. В процессе деятельности ребенок познает окружающий мир, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает знания и овладевает навыками .

Познавательно-исследовательская деятельность в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Какую роль играет экспериментирование в развитии познавательного интереса?

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, речь ребёнка.

В детском экспериментировании наиболее ярко проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является одним из ведущих видов, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.