Проектная деятельность "Патриотическое воспитание детей через знакомство с родным краем"
Проектная деятельность "Патриотическое воспитание детей через знакомство с родным краем"
Автор: Володькина Ирина Федоровна
МДОУ «Сотницынский детский сад»
Вид проекта:
- по количеству участников: групповой.
- по приоритету метода: познавательно-творческий.
- по продолжительности: долгосрочный.
Участники реализации проекта: дети средней группы, родители средней группы.
Актуальность: Малая Родина … У каждого она своя, но это то родное место которое определяет многое, если не сказать все!
Перед дошкольными образовательными учреждениями на современном этапе стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к природе, уважения к старшим и сверстникам.
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний, представлений об окружающем. Это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины.
Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного края.
Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувство любви к своей семье, родному поселку, к природе родного края, воспитывать чувство гордости за малую Родину.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным поселком (история, символика).
2. Учить детей ориентироваться на улицах поселка, соблюдать правила безопасного передвижения по улицам поселка.
3. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному поселку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Планируемые результаты проекта:
1. Научить детей называть место своего проживания: поселок, район, область, производственные предприятия родного поселка , знать их значение для развития поселка.
2. Научить детей называть свой домашний адрес, адрес детского сада; воспитывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду. Знать символику поселка Сотницыно.
3. Привить детям знания о месте работы родителей, учить уважать и ценить их труд.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Создание предметно-развивающей среды в детском саду.
2. Организация прогулок, занятий, игр, бесед.
3. Рассматривание рисунков, фотографий о малой Родине.
4. Знакомство с литературными произведениями.
5. Использование дидактических игр.
6. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Работа с детьми НОД.
Речевое развитие, познавательное развитие:
Беседа «Моя Родина-Россия»
Беседа «История возникновения поселка Сотницыно»
Продуктивные виды деятельности:
«Моя улица» - конструирование из строительного материала.
«Моя семья» - рисование.
«Мой детский сад» - рисование.
«Природа нашего края» - аппликация.
«Этот День Победы » - конструирование из бумаги.
Художественно-эстетическое развитие: (музыка).
Прослушивание аудиозаписей:
«Если с другом вышел в путь»
«От улыбки»
«Гимн России»
«Поезжай за моря-океаны»
Игры:
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери»
Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра «Жители планеты Земля».
Дидактические игры: «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие.
Знакомство с литературой:
З. Александровна «Родина», Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер, « Моя улица», «Моя бабушка» «Вот так мама», Е. Благинина загадки, стихи, пословицы о Родине.
Целевые прогулки, экскурсии:
Река Алешня.
Памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
Музей «Русская изба».
Работа с родителями:
Анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание ребёнка».
Консультация для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Работа с педагогами: Подбор материалов для создания предметно-развивающей среды, дидактических игр, художественной литературы.
Консультация для воспитателей: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников».
Подбор материалов для создания предметно-развивающей среды, дидактических игр, художественной литературы.
Итоговые мероприятия: праздник «День матери», «День защитника Отечества».
Выставка рисунков, поделок, стенгазета «Моя мама».
Итог проекта: В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории поселка, символике, знают имена тех, кто основал и прославил наш поселок, проявляют интерес к событиям сельской жизни и отражают впечатления в продуктивной деятельности.
Литература:
1. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
7. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.