Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Дата публикации: 2020-04-26 11:49:06
Статью разместил(а):
Пересторонина Елена Геннадьевна

Роль театрализованной деятельности  в развитии дошкольников

Автор: Пересторонина Елена Геннадьевна

МДОУ № 35, г. Комсомольск-на-Амуре

Работая в дошкольном образовательном учреждении, в своей деятельности я столкнулась с такими проблемами:

1. Всё чаще в детском саду встречаются «проблемные» дети: агрессивные, застенчивые, гиперактивные, заикающиеся и т.п.

2. Очень часто дети, попадая в коллектив, не могут самовыразиться, самореализоваться, самостоятельно выйти из критических ситуаций.

3. У детей не эмоциональная и не чистая  речь.

4. Низкий уровень развития творческих способностей (креативности).

В связи с данными  проблемами возникла необходимость  организации специальной деятельности,  роль  которой, на мой взгляд, успешно выполняет театрализация.

Театрализованная деятельность, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. На занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место,  так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие ребенка

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через  театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

Театрализацию в работе с детьми я использую с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голос. Так детям младшей группы полюбилась игра «Ой, что за народ», в которой они превращаются в разных зверей.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. В средней группе с детьми уже разучиваем небольшие сценки «Спор овощей», »Новогодний теремок», «В лесу».

Я работаю над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараюсь обогатить речь.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии,  воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Через игру дошкольник учится не только распознавать состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

Элементы театрализации могут быть использованы мною  как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере. Со старшими дошкольниками  я разучиваю много игр, в которых есть определенный образ «Кот и мыши «, «Дети и медведь » «Сапожник », « Магазин игрушек», «Ежик » и т.д.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и   поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме.

Нельзя недооценивать и воспитательное значение театрализованных игр и театрализованной деятельности в целом. Сказки учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла; они помогают дошкольнику справиться со многими проблемами, связанными с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку сказка-игра помогает стать более смелым и решительным, застенчивому - преодолеть неуверенность в себе.

Во всех музыкальных сказках, сценках я стараюсь  использовать яркую, выразительную классическую, народную и современную  музыку, которая помогает детям перевоплощаться в различные образы, меняться ролями, дополнять создаваемые образы героев своими творческими находками. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей  интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и этим самым развиваем детей.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в  театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии творческих способностей у детей.  

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на развитие дошкольника, его открытость, раскрепощённость, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях  я  учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных  построений,       анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому  ребенку. Все средства, используемые   мной   на   музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

На занятиях особое  внимание я уделяю воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа, использовала игры на внимание, фантазию.

В будущем планирую использовать театрализованную деятельность в своей работе.

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к миру театра, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.