Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников средствами музейной педагогики
Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников средствами музейной педагогики
Автор: Власова Яна Павловна
МА ДОУ «Детский сад № 16», г. Краснотурьинск
Современный этап внедрения ФГОС ДО, предполагает иной подход к системе воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях, а соответственно достичь положительных результатов можно только совершенствуя профессиональные качества педагогов ДОУ.
Приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
В профессиональном стандарте определены трудовые функции воспитателя, необходимые для осуществления профессиональной деятельности: развитие у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции.
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, приобщение социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Встает необходимость, «организации конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности», «развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации» в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.
Во первых положения ФГОС к условиям реализации ООП ДО ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейная педагогика.
Во вторых организуя мини-музеи в группе воспитатель обеспечивает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, выбора участников совместной деятельности; организует экскурсии; сотрудничает с педагогическим работниками ДОУ, тем самым повышает свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями профессионального стандарта [2].
В третьих музейная технология является действенным модулем развивающей предметно пространственной среды. Организация РППС прекрасно может быть реализована в процессе создания в группах мини-музеев различной тематики, помогающих реализовать образовательную, развивающую, воспитывающую, и организационную функции.
В четвертых музейная технология это один из методов проектной деятельности. Проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познавательное развитие» для детей от 5 до 7 лет, примерной ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Проанализировав программы по музейной педагогике, за основу в дальнейшей работе взята методическая разработка Н.А. Рыжовой «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
Н.А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми и сверстниками по поводу увиденного».
Педагогическим коллективом было принято решение воплотить в жизнь проект по внедрению музейной педагогики в образовательную деятельность ДОО.
Данный проект предполагает организацию музейной базовой среды способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов и как результат повышению качества образовательной деятельности в ДОУ.
Организация мини-музеев в группах проходит в следующем алгоритме.
На подготовительном этапе коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяют целевую необходимость создания музейной композиции, тему и название мини-музея, разрабатывают модель и место его размещения.
При выборе тематики мини-музея учитываются следующие критерии:
- доступность;
- воспитательная направленность;
- научность;
- соответствие возрастным особенностям;
- интегративность;
- ориентация на «зону ближайшего развития».
Практический этап предусматривает реализацию проекта по всем направлениям, в соответствии с алгоритмом по созданию мини-музеев. Это непосредственное создание мини-музеев: сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. Кроме того разрабатываются конспекты НОД, изготавливаются паспорта мини-музеев, формируются картотеки экспонатов.
Организуется познавательная и практическая деятельность детей в музее с помощью разных форм, методов и приемов:
1. Беседы с детьми.
2. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
3. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
4. Творческие игры, образовательные путешествия.
5. Чтение художественной литературы.
6. Исследовательская деятельность, экспериментирование.
7. Просмотр видеопрезентаций.
На последней стадии практического этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям, семейные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии. Воспитанники подготовительной группы становятся экскурсоводами. Проходит презентация своего мини - музея.
Тематика и содержание работы в групповых мини-музеях разнообразна исходя из поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, педагогической целесообразности.
В группе раннего возраста от 2-3 лет воспитатели вместе с родителями организовали мини-музеи: «Домашние животные», «Курочка Рябушечка», «Елочка красавица». Задачи данных мини-музеев - развитие познавательной активности, инициативы, самостоятельности; мини-музей «Игрушки – забавы» экспонаты которого оказывают неоценимую помощь в формировании эмоционально-положительного состояния детей.
В мини-музее «Русская изба», организованной в средней группе, дети узнают о том, как вели домашнее хозяйство, топили печь, носили воду в деревянных ведрах с коромыслом, пекли хлеб, пряли, ткали с помощью старинных инструментов и приспособлений. Так же здесь проходят инсценировки русских народных сказок, практические занятия по осваиванию русских народных ремесел (изготовление кукол, роспись посуды). В ходе проектной деятельности в группе появились музеи «Птицы нашего двора», «Собака – друг человека», «Мои любимые книжки».
В старшей группе по инициативе детей создан мини-музей «Загадки космоса» в данном музее воспитанники расширяют свои представления о космосе, путем элементарного экспериментирования, самостоятельного исследования. С целью формирования основ безопасности и жизнедеятельности посредством ознакомления с правилами дорожного движения в данной группе организован мини-музей «Мир транспорта».
Мини-музей «В гости к дедушке Бажову» в подготовительной группе помогает педагогу реализовать программные задачи, способствует реализации регионального компонента, играет неоценимую роль в познавательном развитии детей 7 года жизни. С целью знакомства детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами, в организован мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука».
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами, создаются новые экспозиции.
Показателями эффективности работы по данному направлению являются качества, которые формируются у наших воспитанников. Дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира, самостоятельно делают выводы, отражают в речи собственные наблюдения, общаются со взрослыми сверстниками по поводу увиденного. Родители воспитанников стали активными партнёрами педагогов в организации образовательной деятельности, получили возможность проявления творческих способностей.
Воспитатели, использующие в своей деятельности данную технологию, осуществляя поисковую педагогическую деятельность, повышают профессиональные умения в педагогическом проектировании и планировании образовательной деятельности с учётом интересов и запросов детей. У педагогов повышается ответственность за результаты своей профессиональной трудовой функции в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
2. Н.А.Рыжова, Л.В.Логинова, А.И.Данюкова «Мини-музей в детском саду» Москва, «Линка-Пресс», 2013 .
3. Рыжова, Н. А. Музейная педагогика в детском саду /Н. А. Рыжова//Дошкольное образование. Изд. дома «Первое сентября», 2011.