Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ
Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ
Автор: Шувалова Ирина Александровна
Д/с «Пчёлка»
Участники проекта: Педагогический коллектив, дети и родители МДОУ «Детский сад «Пчёлка»; Социальные институты (библиотека, школа, музеи и пр.).
Времени реализации: 3 года.
1. Обоснование актуальности проблемы.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования; Локальные акты дошкольного учреждения.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
2. Теоретическая база опыта.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Итак, технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.
Цель проекта: Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов».
Задачи проекта:
1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
3. Технологическая схема опыта.
Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
- построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
- создание единого образовательного пространства;
- постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
- создание банка данных;
- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
- совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
- активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
- вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:
Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
Первый подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.
В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Проектной группой разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
План мероприятий по повышению уровня проектной деятельности педагогов
№ п/п |
Содержание деятельности |
Прогнозируемый результат |
Исполнители |
|
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов |
||||
1. |
Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах. |
Создание нормативно-правовой базы |
Заведующая, Старшие воспитатели |
|
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов |
||||
2. |
Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов |
|
Старшие воспитатели, педагоги ДОУ |
|
3. |
Разработка методических рекомендаций для педагогов |
Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста |
Старшие воспитатели, проектная группа |
|
4. |
Разработка механизма реализации проекта в ДОУ |
Механизмы реализации проектов |
Старшие воспитатели, проектная группа |
|
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности |
||||
Консультация: «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников». Семинар-практикум «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ Мастер-класс «Разработка проектов образовательного процесса». Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ–фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса» |
|
Старшие воспитатели |
||
6. |
Организация работы проектной группы |
Разработка материалов по реализации проектов |
Старшие воспитатели, проектная группа |
|
7. |
Составление перспективного плана детских проектов на 3 года |
|
Старшие воспитатели, проектная группа, воспитатели |
|
8. |
Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.) |
Обсуждение сотрудничества с социальными институтами |
Заведующая, Старшие воспитатели |
|
9. |
Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности |
Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования |
Заведующая Старшие воспитатели |
|
10. |
Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на 3 года |
Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности |
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
|
11. |
Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на 3 года |
Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов |
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
|
12. |
Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ |
Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов |
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
|
13. |
Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города |
Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов |
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
|
14. |
Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации. |
|
Старшие воспитатели, |
|
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности |
||||
15. |
Мониторинг проектной деятельности |
|
Старшие воспитатели, воспитатели и специалисты ДОУ |
|
16. |
Анализ результатов проектной деятельности |
Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов |
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
|
17. |
Диагностика проектной деятельности педагогов |
|
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
|
18. |
Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях |
|
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
|
19. |
Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности |
План работы по проектной деятельности на перспективу |
Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
4. Предполагаемые результаты.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х лет (из 3х лет запланированных на реализацию) позволяет сделать следующие выводы:
Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
5. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.
Уровень мероприятия |
Название мероприятия |
Внутри ДОУ |
Семинары, Педсоветы, Мастер-классы |
Муниципальный Региональный |
МО района Городской фестиваль Публикации статей в СМИ |
Региональный Федеральный Международный |
Семинары Конференции Конкурсы Публикации на сайтах Интернета Публикации статей в СМИ |
6. Результативность деятельности по проекту.
Реализация проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении запланирована на 3 учебных года.
На протяжении прошедших 2х лет педагогами было разработано и реализовано 15 проектов по следующим направлениям:
- познавательно-речевое («Домашние животные», «Кто живет в лесу?» «Витаминный калейдоскоп», «Птицы средней полосы России», «Поможем пернатым друзьям», «Мир моря», «Открытый космос»);
- социально-личностное (такие проекты как «Моя милая мама», «Моя семьЯ», «Маленький ребёнок в большом городе»);
- художественно-эстетическое («Зимняя фантазия», «Осень щедро дарит нам», «Что такое натюрморт?», «Цветная экология», «Волшебный мир сказок»).
Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования.
В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом, нравственно-патриотическом и экологическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:
- способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
- даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.