Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Дата публикации: 2020-04-11 16:32:12
Статью разместил(а):
Переберина Лилия Владимировна

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Автор Переберина Лилия Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчелка», г. Тамбов

 

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей и навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка - дать элементарные знания основ безопасности.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым.     

Основная задача - сформировать у детей опыт жизнедеятельности и здорового образа жизни. Ребенок в силу своего малого опыта не может самостоятельно определить всю меру предполагаемой  опасности, поэтому  задачей  каждого взрослого является  защита ребенка. Это значит, что детям нужно доступно  разъяснять и помогать избегать травмоопасных ситуаций и повреждений, потому как невозможно все время удерживать ребенка возле себя или водить его все время за руку.

Необходимо знакомить их с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае возникновения  опасности. Формировать представления о способах безопасного поведения в быту, воспитывать и развивать основы экологической культуры, прививать любовь к родной природе, учить обращаться с животными, а также воспитывать ответственное отношение к себе как участнику дорожного движения и объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.

Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, а это своего рода социализация ребенка, а также учитывать следующие основные принципы:

- последовательности и системности в подаче материала ребенку (новое должно основываться на  предыдущем материале);

- доступности, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка;

-  включенность  в активную деятельность (игровую, познавательную или поисковую);

- наглядность (необходима для  восприятия ребенком правил безопасного поведения, в частности на   иллюстративном  материале);

- психологический комфорт ребенка, когда  отсутствует  некий стрессорный  фактор.

Эти  принципы помогут в  реализации задач по формированию представлений о правилах безопасности жизнедеятельности  у дошкольников. К.Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.)

Важным фактором по вопросу формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста является взаимодействие ДОУ и семьи.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него.

Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребенка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Планировать работу с родителями помогают ответы родителей по анкетам. По результатам анкетирования можно судить об эффективности целенаправленной, совместной работы с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и  убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями должна проводиться как индивидуально, так и фронтально. Формы разнообразны и включают в себя проведение бесед и консультаций, посещение семьи на дому, организация специальных лекций, соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, а также оформление папок - передвижек.

Необходимо ориентировать родителей на то, чтобы они задумались над проблемой безопасности  и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка. Доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убеждать в том, что многое можно предотвратить, если постоянно решать с ребенком проблемные ситуации на дороге, дома, в природе. Настойчиво и терпеливо разъяснять правила детям, и самим быть в этом примером. Неправильное поведение родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что грамотно организованная система работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной активности, формированию осознанного и прочного усвоения знаний и  умений по основам безопасности.

 

.  .  .