Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картинке с использованием методики Т.А. Сидорчук

Дата публикации: 2020-03-04 16:36:39
Статью разместил(а):
Марикуц Ирина Николаевна

Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картинке с использованием методики Т.А. Сидорчук

Автор: Марикуц Ирина Николаевна

 

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления называемого человеческой речью - является собственно связная речь.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем речи, а также их практическое применение. Развитие связной речи является наипервейшем и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Таким образом, значение всестороннего развития речи детей дошкольного возраста можно рассматривать со следующей позиции: чем лучше развита речь ребенка, тем успешнее будет обучение его в школе. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине вызывает у детей затруднения.

Рассказ по картине – кажется, что может быть проще. Но зачастую мы воспитатели и учителя становимся свидетелями следующей картины: «раскрывает ребенок рот, да не слышно, что поет», значит, есть у ребенка трудности в этой задаче. И нам педагогам нужно научить детей сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания. Как все-таки добиться, чтобы рассказ по картине – слетал бы с уст каждого ребенка без запинки.

При обучении дошкольников творческому рассказыванию по картине мы используем методики Сидорчук Т.А., Кузнецовой А.Б., в которой представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ; методов обучения рассказыванию по картине И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс занятия по обучению творческому рассказыванию по картине вызывают устойчивый интерес у детей 3-7 лет.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становятся реально решаемой, если педагог предъявляет детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов. Методика «обучение детей составлению творческих рассказов по картине» представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине.

Модель работы с картиной.

I этап «Определение состава картины»

1) Игра «С подзорной трубой»,

2) Игра «Кто в кружочке живет?»,

3) Игра «Ищу родственников».

II этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

1) Игра «Ищу друзей (недругов)».

III этап «Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств»

1)    Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»,

2)    Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи».

3)    Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»,

4)    Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус».

IV этап «Составление образных характеристик объектов»

1)    Игра «Подбери такое же по цвету»,

2)    Игра «Сравни по форме»,

3)    Игра «Сравни по материалу».

V этап «Перемещение объектов во времени».

VI этап «Составление рассказов от лица разных объектов».

Методика рассчитана на два типа рассказов по картине.

Первый тип «Текст реалистического характера» - описательный рассказ.

Цель: Обучение составлению описательных рассказов по картине в соответствии с дидактически требованиями.

Второй тип «Текст фантастического характера» - творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображения. Общие требования к организации работы с картиной.

1) Работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине мы начинаем со 2 младшей группы детского сада.

 При подборе сюжета учитываем количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

2) После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий (2-3 недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

3) Игры могут проводиться подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

4) Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результаты этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

5) Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно, с помощью усвоенных приемов.

Технология составления творческих рассказов по картине (по методике Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой)

I. Определение состава картины.

Цель: Обучить дошкольников мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Обучить дошкольников методике работы по определению состава картины и активизации речевого словаря.

Методические приёмы.

Для побуждения детей к выявлению и называнию объектов на картине используется прием «Подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и называть его. Для определения деталей одного объекта используются приемы: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?» и др. При обучении классификационным умением используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, словом фиксируется классификационная группа.

Моделирование детьми, выявленных объектов, производится схемами буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором располагаются модели аналогично композиции картины.

Методические рекомендации.

1) Педагог должен проявлять живой интерес и демонстрировать эмоциональные реакции на ответы детей.

2) Быстрый темп работы, оперативное воспроизведение, воспитатель энергично и оперативно производит моделирование названных объектов.

3) Последовательность называния объектов может быть любая.

4) Обязательным условием является обозначение «земля – небо», «пол – потолок».

5) Группа или класс выявленных объектов, обозначается словом, но не схематизируется.

6) По окончании определения состава картины необходимо подвести итог.  Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.

II. Установление связей между объектами картины.

Цель: обучить дошкольников мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине.

Управлять в объяснении взаимосвязей объектов на уровне физического, эмоционального, родственного и т.д. объединений. Обучить дошкольников установлению взаимосвязей разного характера. Познакомить с методическими реакциями составления рассказов – рассуждений детьми дошкольного возраста.

Методические приёмы.

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания.

1) Пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.

2) «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.

3) «Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой не дружат.

4) «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит» - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.

III. Тексты, созданные на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств.

Цель: обобщать знания дошкольников о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств.

Учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через  разные органы чувств.

Обучить дошкольников составлению рассказов – описаний на основе восприятия картины разными органами чувств.

Методические приёмы.

Для обучения детей характеристике объектов через органы чувств используется прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться повнимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.

Даются творческие задания:

1) Пришел волшебник «Я нюхаю» (и другие).

2) Назови объекты, которые могут издавать звук.

3) Я ощущаю лицом и руками.

IV. Составление загадок по картине.

Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей последовательности.

1) С детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется таблица «Свойства и качества». По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений заполняются пустые графы.                  

Какой?

Что такое же?

 

 

 

2) С детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице «Действия».

Что делает?

Кто или что делает так же?

 

 

 

3) Выбирается объект и заполняется таблица «Части».

Какая часть?

У какого объекта есть такая часть?

 

 

 

4) У объекта выбираются часть. Определяется их количество с помощью таблицы «Часть и их количество».

Часть

Сколько?

У кого или чего столько же этих частей?

 

 

 

 

Методические рекомендации.

1) При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.

2) Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

V. Преобразование объектов во времени.

Цель: обучить дошкольников мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени. Учить составлять рассказ о конкретном объекте с точки зрения его прошлого и будущего, используя его словесные обороты, характеризующие временные отрезки.

Методические приёмы.

Для обучения детей составлению рассказов – фантазий с преобразованием объектов во времени, используется прием перемещения во времени (машина времени). Выбирается конкретный объект и описывается его временное настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет (в далеком или близком). При этом воспитатель должен помнить особенности временного преобразования каждой классификационной группы.

Методические рекомендации.

1) В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того…).

2) Выбранный объект необходимо схематически изобразить на отдельном листе бумаги или доске, стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.

3) Придумывать названия рассказу – фантазии.

VI. Описание местонахождения объектов на картине.

Цель: учить дошкольников пространственной ориентировке на картине.

Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; научить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Методические приёмы.

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: плоскостная «Да – Нет», «Ожившая картина».

Игра «да – нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

VII. Составление рассказов с разных точек зрения.

Цель: обобщить знания дошкольников о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений. Уточнить знания о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта. Учить детей в составлении творческих рассказом от первого лица с заранее заданной характеристикой. Управлять в умении перевоплощаться, изменять свое настроение во времени и составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Методические приёмы.

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести следующие творческие задания, которые имеют следующее содержание.

1)    «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

2)    «Покажи действием и мимикой изменение твоего эмоционального состояния».

3)    «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Опиши твое эмоциональное и физическое состояние с использованием междометий и разных средств выразительности речи».

4)    «Драматизация художественных произведений, при которых особое значение придается не действию, а эмоциональному состоянию героя».

Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного или нескольких объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Побуждать детей в тексте использовать приемы решения проблем и объяснение стабилизации его эмоционального состояния.

VIII. Смысловая характеристика картины.

Цель: обучить детей мыслительным действия, ведущим к объяснению смыслового содержания картины. Дать знания о методике описания смысла картины детьми дошкольного возраста.

Управлять в умении составлять рассказы – рассуждения на основе разновариантного осмысления содержания картины.

Методические приёмы.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Следующая игра «найди самое удачное название картины». Особое внимание здесь уделяется логическим связкам текста. В результате чего получается рассказ-рассуждение.

 

Результаты и перспективы.

Что дала работа по использованию методики Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой, И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине»?

У детей появилась большая активность, дети хотят отвечать им интересно. Очень хорошо дети восприняли словесное рисование. Здесь лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки.

Теперь рассказать по картине могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, что с начала обучения почти всегда молчали. Легче стало готовиться к занятию по рассматриванию и составлению творческих рассказов по картине. Не надо придумывать множество вопросов к картине, в которой все и так слишком ясно. Вместо этого планируем состав связи, характеристики, точки зрения и передвижения во времени.

Правда желание детей высказаться еще ощутимей натыкается на недостаток нужных слов. Поэтому проводится большая работа в группе во всех видах деятельности. Работа с родителями через родительские собрания, консультации, беседы за круглым столом, рекомендации, советы. Работа на этом не останавливается. Я планирую детей научить еще проворней пользоваться нашей невидимой камерой. Чтобы дети могли какие-то события в жизненных ситуациях отследить более подробно, какие-то проскакивать в общих чертах, где-то задержаться на образном описании, где-то в темпе передавать только основные действия, переходить от линии одного героя к линии другого, от одной точки зрения к другой, и знали, когда какой ракурс выбрать.

Я надеюсь, что скоро методическая последовательность рассказывания войдет во внутренний план детей, «Волшебники», «дели – давай», «объединяй – давай», «я могу только слышать», «я ощущаю только запахи», «я ощущаю только руками и кожей», «я пробую все на вкус».

 

.  .  .