Проект в младшей разновозрастной группе "Природа - это наш дом"
Проект в младшей разновозрастной группе
"Природа - это наш дом"
Автор: Саляхова Земфира Сибагатовна
ФМБДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Большеустьикинское" "Детский сад "Умырзая" д. Новомещерово"
Актуальность:
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.
Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день.
Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.
Вид проекта: познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: дети младшей разновозрастной группы, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта— сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Задачи проекта:
- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Предварительная работа:
• подбор иллюстраций по теме,
• подбор художественной литературы по теме,
• подбор дидактических игр по экологии,
• оформление уголка «Природа – наш дом» в группе,
• наблюдение в природе на прогулке,
• беседы,
• чтения художественной литературы.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
• 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
• 2-й - собственно - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
• 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Формы и методы работы:
• Наблюдения;
• Опыты и исследования; выращивание «Огород на окне» (практическая деятельность посев семян и посадка лука);
• Развивающие игры; «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Экологическое лото», «Животные», «Цветы», «Собери картинки в ряд», «С какого дерева листок»;
• Просмотр иллюстраций и презентации по теме: «Природа весной»; «Природа летом»; «Природа осенью»; «Природа зимой»; «Дикие и домашние животные», «Деревья», «Цветы»;
• Продуктивная деятельность – рисование «Птицы»; аппликация «Угощение для ежика»;
• Чтение художественных произведений: «Репка», «Вершки и корешки», «Колобок»;
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, животных, деревьев и цветов;
• Прослушивание музыкальных произведений, звуков природы;
• Экскурсии на другие участки детского сада;
• Труд на участке детского сада;
• Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях, животных, насекомых;
• Оформление уголка природы комнатными растениями, соответствующими возрастным особенностям, поделками из природных материалов.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями, животными. Активизировать работу в уголке природы.
Вывод:
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться с природой, учить ценить ее красоту и помогать ей.