Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-02-08 16:41:03
Статью разместил(а):
Музурова Полина Витальевна

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Музурова Полина Витальевна

 

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –  все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край … До боли знакомые каждому человеку слова. В последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.

Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? 

Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Следует помнить, что ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.  

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Закон "Об образовании" устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции и программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности дошкольника.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 

Духо́вно-нра́вственное воспитание — целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

По словам учёного В.И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

· нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

· нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости; нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Дошкольное детство - это наиважнейший период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. 

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на требованиях государственного стандарта и ведется в соответствии с «Основной образовательной программой ДОУ»

В своей деятельности педагоги детского сада решают следующие задачи:

·        воспитание нравственных и эстетических чувств;

·        формирование базисных основ личности;

·        формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

 - к культурному наследию своего народа;

 - к природе родного края;

·        создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

·        обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.

·        способствовать формированию духовно-нравственных качеств в процессе установления пози­тивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру­желюбие.

·        вовлечение родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» - говорил еще В.А. Сухомлинский, обращаясь к нам - педагогам.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Несомненно, то, что в  формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), т.к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. 

Одним из направлений моей деятельности является знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем, его историей и жизнью людей. Вот некоторые основные темы занятий: «История возникновения Нижнего Новгорода», «Минин и Пожарский», «Интересные факты из истории нашего города», «Виртуальное путешествие по историческим памятникам Нижнего Новгорода», «Нижегородский Кремль», «Геральдика нашего города».

Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

·        занятия;

·        мастер-классы;

·        досуги, развлечения;

·        экскурсии;

·        конкурсы,

·        выставки, 

·        целевые прогулки по городу;

·        дидактические игры «Путешествие по Нижнему Новгороду», лото «Нижний Новгород»

·        продуктивная деятельность: «Кремлёвские башни», «Наш город»

·        просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.   

Взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успех в семье.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением. 

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, во взрослой жизни. Тем весомее становится реализация задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях каждого конкретного образовательного учреждения.

Воспитание духовно-нравственной  личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательных учреждений и государства.

Следует отметить, важную роль родителей в изучении данного материала. Дома родители помогают детям найти дополнительную информацию из различных источников, вместе путешествуют по городу.