Дополнительная образовательная программа "Светофорчик"
Дополнительная общеобразовательная программа
«Светофорчик»
Автор: Карташова Александра Анатольевна
МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида», г. Ухта
1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Светофорчик» (далее – Программа): социально – педагогическая.
Актуальность Программы: жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины. У них еще не выработалась способность предвидеть опасную ситуацию. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. Избежать опасности можно, лишь обучая детей ПДД с самого раннего возраста.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста ( 6- 7 лет).
В основу Программы кружка для детей 6-7 лет положена Парциальная Программа дошкольного образования Даниловой Т.И. «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД .- СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -208 с.
Отличительная особенность Программы: в Программе делается акцент на особенности профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения ПДД, на формирование грамотного участника дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в Программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Адресат Программы: дети 6-7 лет. Программа адресована детям старшего дошкольного возраста, проявляющих интерес к изучению ПДД.
Объем Программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период реализации Программы, составляет 62 часа, с октября по май.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, продолжительностью 30 минут.
Срок освоения Программы: 62 недели, 8 месяцев (с октября по май), 1 год.
Цель Программы: Формирование навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи Программы:
· Создавать условия для сознательного изучения ПДД;
· Развивать умение ориентироваться в различной обстановке;
· Вырабатывать привычку правильно вести себя на дорогах;
· Воспитывать в детях грамотных пешеходов
2. Учебный план
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов (1 год обучения) |
Всего |
1. |
«Правила поведения на дороге» |
12 |
12 |
2. |
«Транспорт» |
15 |
15 |
3. |
«Я - пешеход |
14 |
14 |
4. |
«Дорожные знаки» |
13 |
13 |
5. |
«ГИБДД – что за служба? |
8 |
8 |
|
Всего |
62 |
62 |
3. Календарный учебный график
Дата начала учебного года |
Дата окончания учебного года |
Количество учебных недель |
Продолжительность каникул |
Сроки контрольных процедур |
01 октября 2019 |
29 мая 2020 |
62 |
01-08 января |
диагностика: 1 неделя октября, последняя неделя мая |
4. Календарно-тематическое планирование
Октябрь
№ п/п |
Тема занятия |
Программное содержание |
Оборудование и материал |
Количество часов |
1. |
Диагностика |
Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках. |
Оценочные листы |
1 |
2. |
Строим улицу. (Беседа.) |
Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять знания о ПДД. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру. |
Предметные карточки, игрушки. |
1 |
3. |
Выполни верно. (Практическая работа). |
Закреплять у детей знания о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
|
Перфокарта «Выполни верно», фишки разного цвета. |
1 |
4. |
Зачем нужны дорожные знаки (Беседа). |
Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении. |
Дорожные знаки. |
1 |
5.
|
Говорящие знаки (Дидактическая игра).
|
Учить детей узнавать дорожный знак по описанию.
|
Карточки с изображением дорожных знаков. |
1 |
6. |
«Островок безопасности». (Рисование). |
Закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память наблюдательность. |
Макет улицы с «Островком безопасности», бумага , цветные карандаши. |
1 |
7. |
Моя улица. (Чтение). |
Закреплять у детей знание об улице. Развивать речь, мышление. |
Книга М. Дружинина «Моя улица». |
1 |
8. |
Информационные знаки и знаки особых предписаний. |
Познакомить детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма, цвет); сравнить предписывающие и запрещающие знаки. |
Два красных флажка. |
1 |
Ноябрь.
9. |
Объясни. |
Развивать у детей мышление, знание ПДД. |
Два красных флажка. |
1 |
10. |
«Островок безопасности». (Рисование). |
Закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память наблюдательность. |
Макет улицы с «Островком безопасности», бумага , цветные карандаши. |
1 |
11. |
Улица города. |
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, о ПДД. |
Картина «Улица города» |
1 |
12. |
Здравствуй улица. (Экскурсия). |
Давать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности. |
Два красных флажка. |
1 |
13.
|
Перекресток. (Подвижная игра). |
Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке. |
Костюм светофора, игрушечный руль, свисток. |
1 |
14. |
Изучение запрещающих знаков. |
Познакомить детей с некоторыми запрещающими знаками. |
Плакат с запрещающими знаками. |
1 |
15. |
Предписывающие знаки. |
Познакомить детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма, цвет); сравнить предписывающие и запрещающие знаки. |
Предписывающие, запрещающие знаки. |
1 |
16. |
Информационные знаки и знаки особых предписаний. |
Активизировать знания детей об информационных знаках и знаках особых предписаний. |
Макет улицы города, дорожные знаки. |
1 |
Декабрь
17. |
«Знаки сервиса» |
Познакомить детей с некоторыми знаками сервиса, дать представление об их значении на дороге. |
Знаки сервиса. |
1 |
18. |
«Дорожные знаки» |
Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. |
Настольно-печатная игра «Дорожные знаки». |
1 |
19. |
Игра «Автобус» |
Закреплять знания о назначении знаков. Воспитывать интерес и уважение к труду водителя. |
Два красных флажка |
1 |
20. |
Рисование «Улица» |
Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное в рисунке. |
Альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. |
1 |
21.
|
Чтение книги «Моя улица» |
Закреплять у детей знание об улице. Развивать речь, мышление. |
Книга М. Дружинина «Моя улица». |
1 |
22. |
Игра «Красный, желтый, зеленый» |
Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя. |
Три круга – красный, желтый, зеленый. |
1 |
23. |
«Главный на дороге» |
Продолжать знакомить с работой регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты. |
Изображение улиц, дорожных знаков, макет светофора, жезл. |
1 |
24. |
Работа сотрудника ДПС |
Уточнить знание детей о работе сотрудника ДПС, объяснить значение его жестов. Воспитывать внимание. |
Два красных флажка. |
1 |
Январь
25. |
Найди ошибку. (Словесная игра). |
Развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление. |
Знаки сервиса |
1 |
26. |
Чем накормить автомобиль? (Дидактическая игра). |
Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. |
Картинки с изображением транспорта. |
1 |
27. |
О чем разговаривает улица? (Беседа). |
Углублять у детей знания о дорожных знаках. Воспитывать внимание, сосредоточенность. |
Макет дорожных знаков. |
1 |
28. |
Дорожные знаки. (Практическая работа). |
Закреплять у детей знание о дорожных знаках их назначении. Развивать умение ориентироваться на бумаге. |
Перфокарта, дорожные знаки, простые карандаши. |
1 |
29.
|
Безопасность на дороге. |
Закреплять у детей знание об опасностях, которые ждут их на улице, о сигналах светофора и и х назначении. |
Картинки с различными ситуациями на дороге. |
1 |
30. |
Загородные дороги. (Беседа). |
Обучать детей движению по загородной дороге. Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации. |
Иллюстрации – загородной дороги с транспортом. |
1 |
Февраль
31. |
Световые сигналы автомобилей. |
Дать детям представление о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дороге. |
Два красных флажка. |
1 |
32. |
Угадай, какой машине принадлежит сигнал. (Дидактическая игра). |
Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения. |
Звуковой руль. |
1 |
33. |
Ловкий пешеход. (Настольно-печатная игра) |
Закреплять у детей знания ПДД. |
Настольно-печатная игра «ПДД». |
1 |
34. |
Чистоговорки. (Разучивание). |
Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук «Ж». |
Знаки сервиса |
1 |
35. |
Опасные участки на пешеходной части улицы |
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, с соответствующими мерами предосторожности |
Плакаты, изображающие опасные участки на пешеходной части дороги. |
1 |
36. |
Улица. (Сюжетно-ролевая игра). |
Учить детей двигаться по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок. |
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Улица». |
1 |
37. |
Улица. (Рисование). |
Закреплять умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира, изображать тротуар, пешеходов, пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. |
Альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. |
1 |
38. |
Дорожные знаки. (Практическая работа). |
Закреплять у детей знание о дорожных знаках их назначении. Развивать умение ориентироваться на бумаге. |
|
1 |
Март.
39. |
Твой приятель светофор. (Беседа). |
Познакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырехстороннем светофоре. |
Макет четырехстороннего светофора. |
1 |
40. |
Красный – зеленый. (Дидактическая игра). |
Учить детей классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям. |
|
1 |
41. |
Сигналы регулирования дорожного движения (Практическая работа). |
Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. |
Перфокарта «Сигналы регулирования дорожного движения» |
1 |
42. |
Автомобиль. (Чтение). |
Знакомить детей с произведением Н. Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД. |
Книга Н. Носова «Автомобиль». |
1 |
43.
|
Ловкий пешеход. (Подвижная игра). |
Развивать ловкость, меткость, глазомер. |
Три корзины, мяч |
1 |
44. |
Москвичонок. (Инсценировка). |
Создавать у детей эмоциональный положительный настрой. |
Значок автомобиля «Москвич», игрушечный руль. |
1 |
45. |
Угадай ребус. (Практическая работа). |
Развивать у детей мышление, память. Расширять знания о ПДД. |
Ребусы. |
1 |
46. |
Как ослик в школу пошел. |
Познакомить детей с «прошлым» светофора. Учить правильно переходить улицу. |
Макет светофора, картинка с изображением ослика. |
1 |
Апрель
47. |
Викторина «Что? Где? Когда?» |
Закрепить знания детей об элементах дороги; о средствах регулирования движения, о группах дорожных знаков; о правилах перехода проезжей части. |
Макет светофора, гонг, дорожные знаки, фотографии с изображением улиц города. |
1 |
48. |
Дорога в школу. |
Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте, научить применять личный опыт в совместной игровой деятельности. |
Картины с изображением школы, улиц, пассажирского транспорта; дорожные знаки |
1 |
49. |
Про ПДД. (Чтение). |
Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ПДД. |
Книга С. Волкова «ПДД», |
1 |
50. |
Автогородок. (Игра). |
Закреплять у детей знания ПДД, развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве. |
Макет светофора, гонг, дорожные сзнаки, фотографии с изображением улиц города |
1 |
51.
|
Маленький шофер.
|
Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Научить детей правилам поведения в разных опсных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде. |
Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено». |
1 |
52. |
Велосипед. (Беседа). |
Познакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей с средствах передвижения. |
Иллюстрации – изобретения и постепенное усовершенствование велосипеда. |
1 |
53. |
Путешествие в страну дорожных знаков. (Развлечение). |
Закрепить знание детей о правилах безопасного поведения на дороге и ПДД. |
Звуковой руль. |
1 |
54. |
Кого мы называем «примерным пешеходом»? (Беседа). |
Закрепить правила передвижения пешеходов по улицам. |
Дорога в школу. |
1 |
Май
55. |
Выполни верно. (Практическая работа). |
Закреплять умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира, изображать тротуар, пешеходов, пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. |
Иллюстрации |
1 |
56. |
Дорога в школу. |
Закрепить знание детей о правилах безопасного поведения на дороге и ПДД. |
«Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено». |
1 |
57. |
Ловкий пешеход. (Настольно-печатная игра). |
Закреплять у детей знания ПДД. |
Перфокарта «Сигналы регулирования дорожного движения» |
1 |
58. |
Путешествие в страну дорожных знаков. (Развлечение). |
Знакомить детей с произведением Н. Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД. |
Звуковой руль. |
1 |
59. |
Чистоговорки. (Разучивание). |
Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук «Ж». |
Макет светофора, |
1 |
60. |
Викторина «Что? Где? Когда?» |
Познакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей с средствах передвижения. |
Иллюстрации –усовершенствование велосипеда. |
1 |
61. |
Правила движения – достойны уважения. (Совместный праздник с родителями). |
Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой. |
Макет светофора, картинка с изображением ослика. |
1 |
62 |
Итоговое. (Беседа). |
Уточнить объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения. |
Оценочные листы. |
1 |
5. Планируемые результаты усвоения Программы
· - Научатся ориентироваться в различной обстановке;
· - Приобретут знания и умения правильно вести себя на дорогах;
· - Получат знания о правилах безопасного поведения на улицах города, о дорожных знаках и о труде всех участников дорожного движения (шофёров, работников дорожных служб, сотрудников ГИБДД и т.д.);
· - Общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию; коллективная деятельность будет формировать умение быть чуткими, тактичными, терпимыми, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях (в школе).
6. Комплекс организационно-педагогических условий
Для реализации Программы необходимо:
1. Помещение: кабинет (музыкальный зал МДОУ «Д/с №10»)
2. Оборудование и материал:
- Комплект столов и стульев, магнитная доска, маркеры;
- Обучающие мультфильмы: «В гостях у тетушки Совы»;
- Макеты «Дорожные знаки»;
- Макет светофора;
- Наглядно-методический комплект «Учим ПДД»;
- Рабочая тетрадь «Учим ПДД» (на каждого ребенка);
- Набор цветных карандашей (на каждого ребенка);
- Перфокарта «Сигналы регулировщика для пешеходов»;
- Демонстрационные плакаты: «Для чего нужны ПДД?», «Улица», «Транспорт», «Пассажир», «Правила обхода транспорта», «Автомобильный светофор», «Пешеходный светофор», «Регулировщик», «Перекресток. Подземный переход», «Дорожные знаки»;
- Плакаты «ПДД», «Машины специального назначения»;
- Набор «Дорожные знаки»;
- Костюм сотрудника ДПС;
- Жезл;
- Рули;
- Набор машин.
Форма контроля:
Для отслеживания результатов обучения могут быть применены, как общенаучные методы (наблюдения), так и специфические методы педагогической диагностики, характерные для дополнительного образования детей: открытые показы, турниры. КВН и т.п.
Формы проведения педагогической диагностики. оценочные материалы.
Способом определения результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Светофорчик» является проведение диагностического обследования достижения детей. Диагностика проводится в начале и в конце года (октябрь, май) посредством наблюдения за детьми во время занятий.
Вопросы к проведению диагностики:
1. Какие виды транспорта ты знаешь
2. Правила поведения в общественном транспорте
3. Для чего нужен «Островок безопасности»
4. Какие ты знаешь дорожные знаки
5. Где разрешается ездить на велосипеде
6. Правила перехода улицы.
Список литературы:
1. Данилова Т. И. программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., «Издательство «Детство – пресс», 2009. – 208 с.
2. Полынова В.К., Дмитренко З.С. ОБЖ детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2012.-240 с.
3. Хабибуллина Е. А. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 64 с.
4. Черепанова Н.С. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-80 с.