Дополнительная образовательная программа "Светофорчик"

Дата публикации: 2020-01-20 12:45:12
Статью разместил(а):
Карташова Александра Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная программа

«Светофорчик»

Автор: Карташова Александра Анатольевна

МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного  вида», г. Ухта

 

1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Светофорчик» (далее – Программа): социально – педагогическая.

Актуальность Программы: жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины. У них еще не выработалась способность предвидеть опасную ситуацию. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. Избежать опасности можно, лишь обучая детей ПДД с самого раннего возраста. 

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста ( 6- 7 лет). 

В основу Программы кружка для детей 6-7 лет положена Парциальная Программа дошкольного образования Даниловой  Т.И.  «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД .- СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -208 с.

Отличительная особенность Программы: в Программе делается акцент на особенности профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения ПДД, на формирование грамотного участника дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в Программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Адресат Программы: дети 6-7 лет. Программа адресована детям старшего дошкольного возраста, проявляющих интерес к изучению ПДД.

Объем Программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период реализации Программы, составляет 62 часа, с октября по май.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, продолжительностью 30 минут.

Срок освоения Программы: 62 недели, 8 месяцев (с октября по май), 1 год.

Цель Программы: Формирование навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Задачи Программы:

·        Создавать условия для сознательного изучения ПДД;

·        Развивать умение ориентироваться в различной обстановке;

·        Вырабатывать привычку правильно вести себя на дорогах;

·        Воспитывать в детях грамотных пешеходов

 

2. Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов (1 год обучения)

Всего

1.

«Правила поведения на дороге»

12

12

2.

«Транспорт»

15

15

3.

«Я - пешеход

14

14

4.

«Дорожные знаки»

13

13

5.

«ГИБДД – что за служба?

8

8

 

Всего

62

62

 

3. Календарный учебный график

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

01 октября 2019

29 мая

2020

62

 01-08 января

диагностика:

1 неделя октября, последняя неделя мая

 

4. Календарно-тематическое планирование

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование и материал

Количество часов

1.

Диагностика

Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках.

Оценочные листы

1

2.

Строим улицу.

(Беседа.)

Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять знания о ПДД. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Предметные карточки, игрушки.

1

3.

Выполни верно.

(Практическая работа).

Закреплять у детей знания о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

 

Перфокарта «Выполни верно», фишки разного цвета.

1

4.

Зачем нужны дорожные знаки

(Беседа).

Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении.

Дорожные знаки.

1

5.

 

Говорящие знаки

(Дидактическая игра).

 

Учить детей узнавать дорожный знак по описанию.

 

Карточки с изображением дорожных знаков.

1

6.

«Островок безопасности».

(Рисование).

Закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память наблюдательность.

Макет улицы с «Островком безопасности», бумага , цветные карандаши.

1

7.

Моя улица.

(Чтение).

Закреплять у детей знание об улице. Развивать речь, мышление.

Книга М. Дружинина «Моя улица».

1

8.

Информационные знаки и знаки особых предписаний.

Познакомить детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма, цвет); сравнить предписывающие  и запрещающие знаки.

Два красных флажка.

1

Ноябрь.

9.

Объясни.

Развивать у детей мышление, знание ПДД.

Два красных флажка.

1

10.

«Островок безопасности».

(Рисование).

Закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память наблюдательность.

Макет улицы с «Островком безопасности», бумага , цветные карандаши.

1

11.

Улица города.

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта,  о ПДД.

Картина «Улица города»

1

12.

Здравствуй улица.

(Экскурсия).

Давать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности.

Два красных флажка.

1

13.

 

Перекресток.

(Подвижная игра).

Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке.

Костюм светофора, игрушечный руль, свисток.

1

14.

Изучение запрещающих знаков.

Познакомить детей с некоторыми запрещающими знаками.

Плакат с запрещающими знаками.

1

15.

Предписывающие знаки.

Познакомить детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма, цвет); сравнить предписывающие  и запрещающие знаки.

Предписывающие, запрещающие знаки.

1

16.

Информационные знаки и знаки особых предписаний.

Активизировать знания детей об информационных знаках и знаках особых предписаний.

Макет улицы города, дорожные знаки.

1

Декабрь

17.

«Знаки сервиса»

Познакомить детей с некоторыми знаками  сервиса, дать представление об их значении на дороге.

Знаки сервиса.

1

18.

«Дорожные знаки»

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации.

Настольно-печатная игра «Дорожные знаки».

1

19.

Игра «Автобус»

Закреплять знания о назначении знаков. Воспитывать интерес и уважение к труду водителя.

Два красных флажка

1

20.

Рисование «Улица»

Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное в рисунке.

Альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

1

21.

 

Чтение книги «Моя улица»

Закреплять у детей знание об улице. Развивать речь, мышление.

Книга М. Дружинина «Моя улица».

1

22.

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Три круга – красный, желтый, зеленый.

1

23.

«Главный  на дороге»

Продолжать знакомить с работой регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты.

Изображение улиц, дорожных знаков, макет светофора, жезл.

1

24.

Работа сотрудника ДПС

Уточнить знание детей о работе сотрудника ДПС, объяснить значение его жестов. Воспитывать внимание.

Два красных флажка.

1

Январь

25.

Найди ошибку.

(Словесная игра).

Развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление.

Знаки сервиса

1

26.

Чем накормить автомобиль?

(Дидактическая игра).

Закреплять у детей знания  о том, что помогает работать мотору автомобиля.

Картинки с изображением транспорта.

1

27.

О чем разговаривает улица?

(Беседа).

Углублять у детей знания о дорожных знаках. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Макет дорожных знаков.

1

28.

Дорожные знаки.

(Практическая работа).

Закреплять у детей знание о дорожных знаках их назначении. Развивать умение ориентироваться на бумаге.

Перфокарта, дорожные знаки, простые карандаши.

1

29.

 

Безопасность на дороге.

Закреплять у детей знание об опасностях, которые ждут их на улице, о сигналах светофора и и х назначении.

Картинки с различными ситуациями на дороге.

1

30.

Загородные дороги. (Беседа).

Обучать детей движению по загородной дороге. Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации.

Иллюстрации – загородной дороги с транспортом.

1

 

Февраль

31.

Световые сигналы автомобилей.

Дать детям представление о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дороге.

Два красных флажка.

1

32.

Угадай, какой машине принадлежит сигнал. (Дидактическая игра).

Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения.

Звуковой руль.

1

33.

Ловкий пешеход. (Настольно-печатная игра)

Закреплять у детей знания ПДД.

Настольно-печатная игра «ПДД».

1

34.

Чистоговорки. (Разучивание).

Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук «Ж».

Знаки сервиса

1

35.

Опасные участки на пешеходной части улицы

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, с соответствующими мерами предосторожности

Плакаты, изображающие опасные участки на пешеходной части дороги.

1

36.

Улица. (Сюжетно-ролевая игра).

Учить детей двигаться по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Улица».

1

37.

Улица. (Рисование).

Закреплять умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира, изображать тротуар, пешеходов, пешеходный переход, светофор, дорожные знаки.

Альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

1

38.

Дорожные знаки.

(Практическая работа).

Закреплять у детей знание о дорожных знаках их назначении. Развивать умение ориентироваться на бумаге.

 

1

 

Март.

39.

Твой приятель светофор. (Беседа).

Познакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырехстороннем светофоре.

Макет четырехстороннего светофора.

1

40.

Красный – зеленый.

(Дидактическая игра).

Учить детей классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям.

 

1

41.

Сигналы регулирования дорожного движения (Практическая работа).

Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты.

Перфокарта «Сигналы регулирования дорожного движения»

1

42.

Автомобиль. (Чтение).

Знакомить детей с произведением Н. Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД.

Книга Н. Носова «Автомобиль».

1

43.

 

Ловкий пешеход. (Подвижная игра).

Развивать ловкость, меткость, глазомер.

Три корзины, мяч

1

44.

Москвичонок. (Инсценировка).

Создавать у детей эмоциональный положительный настрой.

Значок автомобиля «Москвич», игрушечный руль.

1

45.

Угадай ребус. (Практическая работа).

Развивать у детей мышление, память. Расширять знания о ПДД.

Ребусы.

1

46.

Как ослик в школу пошел.

Познакомить детей с «прошлым» светофора. Учить правильно переходить улицу.

Макет светофора, картинка с изображением ослика.

1

 

Апрель

47.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закрепить знания детей об элементах дороги; о средствах регулирования движения, о группах дорожных знаков; о правилах перехода проезжей части.

Макет светофора, гонг, дорожные знаки, фотографии с изображением улиц города.

1

48.

Дорога в школу.

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте, научить применять личный опыт в совместной игровой деятельности.

Картины с изображением школы, улиц, пассажирского транспорта; дорожные знаки

1

49.

Про ПДД. (Чтение).

Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ПДД.

Книга С. Волкова «ПДД»,

1

50.

Автогородок. (Игра).

Закреплять у детей знания ПДД, развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Макет светофора, гонг, дорожные сзнаки, фотографии с изображением улиц города

1

51.

 

Маленький шофер.

 

Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Научить детей правилам поведения в разных опсных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде.

Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено».

1

52.

Велосипед. (Беседа).

Познакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей с средствах передвижения.

Иллюстрации – изобретения и постепенное усовершенствование велосипеда.

1

53.

Путешествие в страну дорожных знаков. (Развлечение).

Закрепить знание детей о правилах безопасного поведения на дороге и ПДД.

Звуковой руль.

1

54.

Кого мы называем «примерным пешеходом»? (Беседа).

Закрепить правила передвижения пешеходов по улицам.

Дорога в школу.

1

 

 Май

55.

Выполни верно.

(Практическая работа).

Закреплять умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира, изображать тротуар, пешеходов, пешеходный переход, светофор, дорожные знаки.

Иллюстрации

1

56.

Дорога в школу.

Закрепить знание детей о правилах безопасного поведения на дороге и ПДД.

«Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено».

1

57.

Ловкий пешеход. (Настольно-печатная игра).

Закреплять у детей знания ПДД.

Перфокарта «Сигналы регулирования дорожного движения»

1

58.

Путешествие в страну дорожных знаков. (Развлечение).

Знакомить детей с произведением Н. Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД.

Звуковой руль.

1

59.

Чистоговорки. (Разучивание).

Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук «Ж».

Макет светофора,

1

60.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Познакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей с средствах передвижения.

Иллюстрации –усовершенствование велосипеда.

1

61.

Правила движения – достойны уважения. (Совместный праздник с родителями).

Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой.

Макет светофора, картинка с изображением ослика.

1

62

Итоговое. (Беседа).

Уточнить объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения.

Оценочные  листы.

1

 

5. Планируемые результаты усвоения Программы 

·        - Научатся ориентироваться в различной обстановке;

·        - Приобретут знания и умения правильно вести себя на дорогах;

·        - Получат знания о правилах безопасного поведения на улицах города, о дорожных знаках и о труде всех участников дорожного движения (шофёров, работников дорожных служб, сотрудников ГИБДД и т.д.);

·        - Общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию; коллективная деятельность будет формировать умение быть чуткими, тактичными, терпимыми, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях (в школе). 

 

6. Комплекс организационно-педагогических условий

Для реализации Программы необходимо:

1. Помещение: кабинет (музыкальный зал МДОУ «Д/с №10»)

2. Оборудование и материал:

- Комплект столов и стульев, магнитная доска, маркеры;

- Обучающие мультфильмы: «В гостях у тетушки Совы»;

- Макеты  «Дорожные знаки»;

- Макет светофора;

- Наглядно-методический комплект «Учим ПДД»;

- Рабочая тетрадь «Учим ПДД» (на каждого ребенка);

- Набор цветных карандашей (на каждого ребенка);

- Перфокарта «Сигналы регулировщика для пешеходов»;

- Демонстрационные плакаты: «Для чего нужны ПДД?», «Улица», «Транспорт», «Пассажир», «Правила обхода транспорта», «Автомобильный светофор», «Пешеходный светофор», «Регулировщик», «Перекресток. Подземный переход», «Дорожные знаки»;

- Плакаты «ПДД», «Машины специального назначения»;

- Набор «Дорожные знаки»;

- Костюм сотрудника ДПС;

- Жезл;

- Рули;

- Набор машин.

 

Форма контроля:

Для отслеживания результатов обучения могут быть применены, как общенаучные методы (наблюдения), так и специфические методы педагогической диагностики, характерные для дополнительного образования детей: открытые показы, турниры. КВН и т.п.

Формы проведения педагогической диагностики. оценочные материалы.

Способом определения результативности реализации дополнительной общеобразовательной  программы «Светофорчик» является проведение диагностического обследования достижения детей. Диагностика проводится в начале и в конце года (октябрь, май) посредством наблюдения за детьми во время занятий.

 

Вопросы к проведению диагностики:

1.     Какие виды транспорта ты знаешь

2.     Правила поведения в общественном транспорте

3.     Для чего нужен «Островок безопасности»

4.     Какие ты знаешь дорожные знаки

5.     Где разрешается ездить на велосипеде

6.     Правила перехода улицы.

 

Список литературы:

1. Данилова Т. И. программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., «Издательство «Детство – пресс», 2009. – 208 с.

2. Полынова В.К., Дмитренко З.С. ОБЖ  детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2012.-240 с.

3. Хабибуллина Е. А. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 64 с.

4. Черепанова Н.С. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-80 с.