Проект ЗОЖ в средней группе "Наше здоровье в наших руках"
Проект ЗОЖ в средней группе "Наше здоровье в наших руках"
Автор: Музыкантова Татьяна Васильевна
МБДОУ "Детский сад № 1 "Огонёк", г. Рудня Смоленской области
Постановка проблемы:
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Одна из основных задач , стоящих перед педагогами ДОУ ,- воспитание здорового человека.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений , производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Цель проекта:
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в МДОУ таким образом , чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщения детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр с элементами спорта. Познакомить со здоровыми принципами питания, витаминами.
Задачи:
Оздоровительные:
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья;
4. Удовлетворение потребности детей в движении.
Образовательные:
1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
4. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей.
5. Формирование умения выполнять правила подвижных игр.
6. Развивать культуру движений и телесную рефлексию.
Воспитательные:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
3. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.
4. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
5. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
Продолжительность проекта: 6 дней.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный.
Определение проблемного поля, формирование концепции по оздоровительной деятельности. Разработка проекта по направлению « здоровье» . Планирование работы с детьми, родителями.
Практический
1 этап – Эмблема. Гигиена;
2 этап – Овощи и фрукты;
3 этап – Закаливание. Первая помощь;
4 этап – « Движение с радостью»;
5 этап – Взаимодействие с родителями (консультация).
Аналитический
Анализ деятельности. Обобщение и систематизация опыта.
Участники проекта:
1. Дети.
2. Педагоги.
3. Родители.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение заболеваемости.
2. Повышение уровня физической готовности.
3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья.
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Педагогическая, психологическая помощь.
3. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма.
2. Внедрение оздоровительных технологий по формированию ЗОЖ у детей.
3. Личностный профессиональный рост.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Участок ДОУ.
4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
5. Методический инструментарий.
Формы реализации:
1. НОД по познавательной деятельности.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Выполнение работ по изодеятельности.
Понедельник
Постановка проблемы.
Планирование деятельности, выбор форм продукта;
Рисование эмблемы (спортивный мяч);
Тема дня: «Гигиена».
Цели дня: закрепление знаний детей о культуре гигиены, формирование положительного отношения к ЗОЖ.
Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков);
Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек);
Совместная игра «Мяч по кругу»;
Вторник
Тема дня: Овощи и фрукты. «Приключения в стране витаминов».
Цели дня: расширить представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
Дидактические игры: приготовим суп;с какого дерева упало; вершки и корешки; узнай на вкус; съедобное – несъедобное; волшебный мешочек.
Сюжетно-ролевая игра: овощной магазин.
Подвижная игра: «Овощи и фрукты».
Беседа: где живут витамины?
Чтение К. Чуковский «Федорино горе».
Лепка «Репка».
Среда
Тема дня:закаливание. Первая помощь.
Цели дня: знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи, точечным массажем. Расширение представлений о пользе закаливания.
Викторина: « Ситуации».
Загадки.
Чтение художественной литературы: « Доктор Айболит».
Сюжетно-ролевая игра: больница.
Закаливание. Точечный массаж.
Четверг
Тема дня: « Движение с радостью».
Цели дня: совершенствовать равновесие , гибкость, ловкость. Развивать быстроту, координационные способности.
Утренняя гимнастика.
НОД по физической культуре.
Эстафета « Кто быстрее соберет колечки».
Эстафета « Прыгуны».
П/и « Солнышко и дождик».
Игра на восстановление дыхания « Пузырь».
Пятница
Тема дня: консультация для родителей на тему: « Расти здоровым , малыш».
Цель: создание ситуации, позволяющей каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников.
2. Ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры.
Дискуссия с родителями.
Вопросы и полезные советы на каждый день.
Итог: «Суббота активный отдых на свежем воздухе».
Анкета для родителей.
Библиография:
1. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. Берестовой. 2004.
2. Игры с элементами спорта для детей 4-5 лет. Волошина Л.Н.
3. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2004.