Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие мелкой моторики

Дата публикации: 2020-01-14 13:06:07
Статью разместил(а):
Ростовцева

Развитие мелкой моторики

 

Ребенку нужно научиться:

1.      Целенаправленно брать предметы рукой. 

Как это делать? 

Время от времени ребенок разжимает кулачки и раскрывает.  Прикоснитесь мягкой губкой или кисточкой к тыльной стороне  малыша и легонько погладьте ее. 

Когда кулачок раскроется, вложите в ладонь ребенка  деревянный колышек или погремушку. Кисть ребенка сожмется, он сможет недолго подержать игрушку, а затем выпустит ее. Если ребенок не сжимает кулачок, помогите ему. Сожмите вместе с игрушкой и подержите некоторое время, затем повторите это 2-3 раза в течение 2-3 дней, но так, чтобы было интересно. Затем поиграйте в такую игру через несколько дней.  Предлагайте малышу и вкладывайте в его руки игрушки из  разного материала: (деревянные, резиновые, пластмассовые). Так он сможет познакомиться с новыми тактильными ощущениями.

2.      Воспринимать свои руки.  

В этом возра­сте ребенок учится соединять руки по средней линии, держит предметы,  перебирает пальчи­ками. 

Как это делать? 

Привлеките внимание малыша звучащей игрушкой. Поиграйте с ребенком в «Ла­душки»: возьмите его за обе ручки, со­едините их и похлопайте. Затем отпустите руки ребенка и пона­блюдайте, соединит ли он их. Если ма­лыш не делает этого, соедините ручки и посветите фонариком сквозь его пальчики. 

Прикасайтесь к внутренней поверхнос­ти ладони ребенка, к пальчикам и приговаривайте потешу «Ворона кашу варила...» 

3.      Воспринимать тактильные ощущения. 

Как это делать? 

Подвесьте над кроваткой мобиль с игрушками из разных материалов (деревянная катушка, резиновое кольцо, пластмассовый ключик, тря­пичный кубик, металлический колокольчик). Ребенок может хватать игрушки и получать новые ощущения от предметов разной текстуры. В руку ребенка можно вкладывать игрушки из различных материалов. Если малыш не берет игрушку, обхватите его ручку, вложите в нее игрушку и легонько сожмите. Потом отпустите руку ребенка и посмотри­те, как долго он удерживает игрушку. 

Знакомить малыша с новыми ощущениями нужно осторожно. Если ребе­нок отдергивает руку от нового предмета, не настаивайте на продолже­нии. Вернитесь к этому предмету через некоторое время. 

Всегда говорите малышу о том, что вы будете сей­час делать и что он  почувствует, прикоснувшись к  новым материалам. 

4.      Хватать и отпускать предметы. 

Как это делать? 

Протяните ребенку яркую погремушку и подождите, когда он ее возьмет. Если малыш не пытается схватить игрушку, погремите ею и прикосни­тесь к его ладошке. 

Если ребенок возьмет погремушку и будет держать, немного погодя по­кажите ему другую игрушку (например, полосатую зебру). Понаблюдайте за действиями малыша. Если он не отпускает погремушку , прикоснитесь  полосатой зеброй к его руке, попробуйте взять погремушку, положить в руку другую игрушку. Повторите это несколько раз  время спустя. Когда малыш держит в руке игрушку, попросите его отдать. Если ребенок не отдает зебру, покажите ему другую игрушку. Когда ребенок отдаст вам игрушку, похвалите его. 

5.      Протягивать руки к предметам. 

Как это делать? 

Дайте ребенку интересную игрушку, поиграйте вместе с ним, пусть он подержит ее, потрогает. Затем попросите игрушку (или легко извлеките ее из руки) и положите перед ребенком на небольшом расстоянии. Подождите немного и понаблюдайте, протянет ли малыш руку к игрушке. Если ребенок сделает это, похвалите его и дайте игрушку. В тот момент, когда малыш смотрит на игрушку и тянет ее, называйте и показывайте на игрушку указательным пальцем и спрашивайте: «Эту игрушку?» 

Когда ребенок научится протягивать руки к игрушке, которую хочет получить, усложните задачу. Положите перед ребенком две игрушки,
привлеките внимание к одной, затем к другой.
Покажите, как они звучат или гремят, и спроси­те, указывая пальцем: «Какую ты хочешь игрушку, эту или эту?»  Дайте ребенку ту игрушку, в сторону которой он потянется.

6.      Брать предметы двумя пальцами (пинцетный захват). 

Как это делать? 

Для развития этого навыка вам понадобятся мелкие предметы. Внача­ле можно  использовать изюм или воздушную кукурузу. Сядьте за стол и посадите ре­бенка себе на колени. Положите на стол две-три изюминки и ска­жите: «Посмотри сюда. Это изюм!» Затем возьмите изюминку и вложите ее малышу в рот. Если ребенок сам возьмет изюм, похвалите его. Если малыш не может удержать изюминку двумя пальцами, обхватите его пальцы своей рукой и помоги­те ему это сделать. 

Посадите ребенка на пол, поставьте перед ним блюдце с тремя—пятью изюминками, привлеките внимание малыша и понаблюдайте, что он бу­дет делать. Если ребенок не будет брать изюм, покажите, как это надо делать вначале сами, а затем сделайте это вместе с малышом, обхватив его руку своей. Повторите несколько раз. 

7.      Бросать мелкие предметы в банку или коробку. 

Как это делать? 

Поиграйте с малышом в такую игру. В железную банку из-под печенья или чая положите два-три деревянных кубика или пластмассовых шари­ка. Возьмите один кубик из банки и покажите ребенку, как его бросить обратно. Все предметы, которые малыш будет бросать в банку, будут из­давать громкий звук и тем самым привлекать его внимание и побуждать продолжать эту игру. Если малыш не играет в эту игру, обхватите его руки и вместе достаньте кубик из банки, а затем бросьте его обратно. Когда ребенок научится бросать или класть предметы в банку или коробу, обязательно похвалите его. 

В эту игру можно поиграть и в ванне, купая малыша. Положите в ванну резиновые игрушки или пластмассовые книжки. Покажите ребенку, как можно доставать игрушки из ванны и бросать их обратно в воду. Брызги воды будут веселить ребенка, и он с удовольствием продолжит играть. 

8.      Перелистывать книжки с толстыми (картонными) страницами. 

Как это делать? 

Рассматривая с малышом такие книжки, обратите его внимание на картинки и расскажите о том, что там нарисовано. Переверните страницу и рассмотрите следую­щую картинку. Затем предложите ребенку самому перелистывать страницы. Если малыш не справ­ляется, помогите ему: обхватите его ручку своей рукой и перевер­ните страницу. Похвалите ребенка и сделайте это несколько раз. 

Когда ребенок сидит на полу, положите рядом с ним книжку с толстыми страницами. Поиграв с игрушками, он может заинтересоваться книжкой и начнет перелистывать ее.

9.    Использовать указательный жест. 

Как это делать?

Положите в прозрачную пластиковую бутылку маленькую игрушку и закройте ее. Дайте малышу банку, покажите пальцем на игрушку и скажите: «По­смотри, игрушка спряталась от нас в бу­тылочке!» Ребенок захочет достать игруш­ку и попытается  просунуть палец в горлышко бутылки. Еще раз покажите пальцем на игрушку и спросите: «Ты хочешь эту игрушку?» Повторите свой вопрос, а затем дайте малышу игрушку. Возьмите малыша на руки и поднесите его к шкафчику, в котором находятся раз­ные лакомства. Откройте дверцу и, показы­вая пальцем на печенье и конфетку, спросите: «Что ты хочешь, это?» Если ребенок не показывает, обхватите его пальчик, покажите на его любимое лакомство. Не забудьте угостить. 

 

.  .  .