Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

На пути к школе

Дата публикации: 2019-12-23 09:30:40
Статью разместил(а):
Афанасенко Н.В.

На пути к школе

Автор: Афанасенко Н.В.

Заведующий МБДОУ № 44

 

 

«Дайте детству состояться, дайте детству наиграться;

учите детей-дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

(психолог В. С. Мухина)

 

Цель: выработка единой стратегии совместной работы педагогов группы и семьи, обеспечивающей разрешение проблем возникновения ситуативной тревожности при поступлении ребёнка в школу.

Задачи:

- вовлечение родителей в процесс организации мероприятий по подготовке ребенка к школе;

- расширение диапазона знаний родителей о факторах, обеспечивающих успешность обучения ребенка в школе.

План проведения:

- вступительное слово заведующей (обозначение актуальности проблемы);

- дебаты педагогов и родителей по проблеме;

- игра с родителями «Собери портфель»;

- выступление воспитателя о целях, задачах и содержании обучения и воспитания детей в подготовительной к школе группе;

- дебаты педагогов и родителей по содержанию;

- рисуночный тест с родителями, «Каким я вижу своего ребёнка в школе»;

- подведение родителей к дискуссии, по выработке единой содержательной линии подготовки ребенка к школе, в семье;

- анкетирование родителей «Важные аспекты на пути к школе»;

- игра «Переменка»;

- подведение итогов и принятие решения;

- рефлексия «Почта доверия».

Предварительная работа:

- анализ результатов анкетирования родителей «Готовность ребёнка к школе»;

- подбор материала по актуальности темы;

- подготовка анкеты для родителей «Важные аспекты на пути к школе»;

- разработка памятки для родителей «Как развивать самостоятельность и ответственность ребёнка»;

- изготовление пригласительных билетов (оповещение родителей о мероприятии);

- оформление выставки «Маленькие ступеньки к Большой школе» (дидактические и настольно-печатные игры, раскраски, штриховка, художественная литература, брошюры);

- памятки родителям с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения программы, т.е., целевыми ориентирами;

- медиаплеер с аудиозаписями к играм с родителями.

Ход

Заведующий: Добрый вечер, дорогие наши родители! Сегодня мы с вами поговорим о важных вопросах подготовке ребенка к школе и о факторах, обеспечивающих успешность его обучения. По результатам ваших анкет «Готовность ребёнка к школе» была выявлена проблема не готовности семьи к совместной работе с педагогами группы по подготовке ребенка к школе. Многие из вас считают, что подготовка к школе заключается в научении ребёнка читать, писать, считать. Стремясь любыми путями получить желаемое, вы начинаете готовить ребёнка к школе самостоятельно, используя различные курсы по подготовки ребенка к школе, «Дошколёнок», «Школа добрых волшебников», гимназия «Кроха», скупать множественную ненужную литературу «Тетради - развивайки», пособия для первого класса школы и заставлять, иногда и через «не хочу» ребёнка, силой тащить его в эти кружки.

Ваши ожидания оправдываются, ребёнок научился читать, писать, считать. Здорово! А что дальше?... А дальше у многих детей возникает проблема - незнакомые сверстники, с которыми ему придётся учиться. А это значит, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться. А договариваться, значит учитывать интересы других, стараться самостоятельно разрешать конфликты. Кто этому научит ваших детей?  Практика показывает, что у многих детей возникает серьёзная эмоциональная перегрузка. Новая обстановка, новые требования вызывают чувство тревоги, неуверенности в себе, и в конечном итоге ребёнок замыкается. Он не будет в таком состоянии проявлять самостоятельность, самоорганизованность, самоуверенность и инициативу. Вы этого хотите? Прошу вас, родители, высказать свою отношение к данной проблеме или проблемам, в данной теме.

Родители пришли к мнению, что учёба их детей, это большой труд, что нельзя запугивать детей строгой дисциплиной, предстоящими трудностями.

Ребёнок должен чувствовать поддержку семьи, что его любят, верят в его силы, понимают и всегда помогут. Перегружать ребёнка различными кружками и секциями нельзя; нагрузку нужно дозировать и правильно распределять.

Спасибо, дорогие, родители за ваше мнение. А сейчас предлагаю вам превратиться в первоклассников и поиграть. Вам нужно собраться в школу. На столике размещены предметы, ваша задача на скорость под музыку собрать портфель (игра проводится 3 - 4 раза). Спасибо, я поняла, что игра вам очень понравилась, иногда так хочется побыть немного детьми.

Уважаемые родители, я познакомлю вас с целями, задачами и содержанием обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы в рамках ОП ДО в соответствие с требованиями ФГОС ДО и с требованиями к результатам ее освоения. Я вам, родители, раздам памятки для ознакомления и немного озвучу:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня­тий, участников по совместной деятельности.

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру.

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, со­переживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конф­ликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения.

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот­ношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо­пасного поведения и навыки личной гигиены.

- проявляет ответственность за начатое дело и т. д.

Как вы заметили, здесь нет ни одного слова о том, что ребёнок должен к моменту поступления в школу уметь писать, читать, считать! Таким образом, получается, что ваши ожидания не оправдались? Так, родители? Прошу вас высказаться по этому поводу.

Родители высказали свою точку зрения на требования ФГОС ДО неоднозначно, мнения разделились. Большинство родителей согласились с тем, что перегружать ребёнка не нужно, а другая часть старалась переубедить первую, что учителя первого класса требуют именно умение читать, писать и считать. Заведующая сказала, что ведущая деятельность ребёнка в детском саду – игра, и что только в игре ребёнок постигает и социальные умения, и  умения общаться со сверстниками и взрослыми; оценивать ситуацию и регулировать своё поведение. Поэтому, давайте будем ориентироваться на социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Родители согласились, что детей нужно не принуждать учиться, а формировать у ребёнка с помощью игр предпосылки к учебной деятельности. Ведь ребёнок к школе проходит большой путь социального развития, но жизненного опыта ему недостаточно, именно поэтому, мы, взрослые помогаем ребёнку в игровой форме  справиться с трудностями, самостоятельно искать ответ на вопрос. Родители обратились к воспитателям с просьбой рассказать, что нужно делать семье, чтобы обеспечить успешность обучения ребенка в школе. Воспитатель сказала родителям, что важную роль играют единые требования к организации ребёнком своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в любой деятельности, совместно с родителями планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку. Родителям необходимо набраться терпения, чтобы вырабатывать у детей умение начатое дело доводить до конца.

Заведующая предложила родителям рисуночный тест, «Каким я вижу своего ребёнка в школе».

Посмотрите, дорогие родители, на ваш рисунок, вы все хотите видеть своего ребенка в школе умным, успешным, так давайте сейчас выработаем план нашей совместной деятельности, объединим наши усилия, чтобы разрешить проблему возникновения ситуативной тревожности при поступлении ребёнка в школу.

Заведующая предложила родителям обозначить, что семья может сделать по этому вопросу. Затем предложила родителям заполнить анкету «Важные аспекты на пути к школе»; далее пригласила родителей поиграть в игру «Переменка».

Заведующая поблагодарила родителей за участие в диспуте.

Родители сказали, что роль семья очень важна и предложили свою помощь воспитателям в виде следующей деятельности:

- формирование у детей положительного представления о школе (рассказы из собственного опыта родителей);

- развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться (родительская пропаганда школьной жизни, ситуативные беседы о школе);

- укрепление здоровья ребёнка (дети посещают спортивные секции - бассейн, хоккей, футбол, борьба, гимнастика);

- совместно с ребёнком играть в «Школу»;

- давать мелкие поручения по дому (вынести мусор, убрать за собой игрушки, составить книжки, протереть пыль) и следить за выполнением;

- развивать духовно-нравственное воспитание своего ребёнка, через посещение музеев, выставок, театров.

Заведующая добавила, что хотела, чтобы совместная работа педагогов группы и семьи носила взаимообратный характер. Родители, как равные партнёры воспитателей группы, не стеснялись и обращались за помощью.

Я искренне надеюсь, что совместная деятельность семьи и детского сада на протяжении этого года, позволит родителям обеспечить эмоциональный комфорт успешности обучения ребенка в школе. Для обеспечения оперативной обратной связи и дальнейшей работы, как средство предлагаю создать «Почту доверия». Родители одобрили этот вариант связи.

 

.  .  .