Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Педагогический совет «Сюжетно-ролевая игра, как успешная социализация ребёнка»

Дата публикации: 2019-12-20 05:41:47
Статью разместил(а):
Ирина

Педагогический совет «Сюжетно-ролевая игра, как успешная социализация ребёнка»

 

Форма проведения: Деловая игра. 

Цель: объединить усилия педагогов для повышения уровня организации сюжетно - ролевой игры, в целях успешной социализации детей дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  2. Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно- ролевой игры
  3. Способствовать творческому поиску.

Ход педсовета 

  1. Выполнение решения предыдущего педсовета
  2. Вступительное слово
  3. Методика проведения сюжетно-ролевой игры
  4. Итоги смотра-конкурса «Сюжетно-ролевые игры»
  5. Анализ перспективных планов, картотек, планирования
  6. Деловая игра
  7. Утверждение положения о режиме занятий
  8. Решение педсовета.

По выполнению решения предыдущего педсовета. Педагоги планируют индивидуальную работу по развитию речи в соответствии с циклограммой. Информация в родительских уголках систематически обновляется ежемесячно.

Вступительное слово.

Я рада приветствовать вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. Наш педагогический совет посвящен сложнейшей и очень актуальной теме – «Сюжетно-ролевой игре».

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике?

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно.

Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

В соответствии с ФГОС ДО игра рассматривается как важное средство социализации и развития ребенка. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам."    Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. 

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31). 

Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях, у детей формируются навыки культурного поведения. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами.

Игра – самая важная деятельность в детском саду, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей. 

Всем нам известно, что на сюжет игры решающее влияние оказывает окружающая действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни.

А сейчас немного истории…

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.

Теперь перенесемся в Древний Рим, где так же, как и в Древней Греции, любили празднества и представления, занимавшие значительное место в общественной и частной жизни. В играх римлян присутствовал элемент полезности, и всякая игра имела большое воспитательное значение (например, «Троянские игры», разыгрываемые в цирке благородными юношами- считались, как упражнение, выполняемое для физического и духовного развития).

Во всех древнеримских руководствах по воспитанию детей описываются различные игры: езда верхом на палочке, бросание камешков по поверхности воды, игры в мяч и в куклы, с обручем, волчком, сооружение маленьких домов и повозок.

Первые упоминания об «игре» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

К.Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой -- величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей -- бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

Т.е. действительно в игре отражались те действия, те отношения между людьми, которые наблюдали в жизни. 

Что же такое игра? Много было различных точек зрения… прогрессивные зарубежные ученые: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (Германия), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др. считали, что игра - деятельность, определяемая социальными условиями. Теории К. Грооса и его последователя В. Штерна, теория австрийского психолога 3. Фрейда, А. Адлера и др. доказывала, что что выбор объекта подражания в игре объясняется прежде всего силой пробуждающегося инстинкта, подсознательных влечений. В свете этих теорий ребенок оказывается неполноценным существом, болезненно переживающим этот недостаток.

Поскольку выбор игры зависит от бессознательных импульсов, следует лишь создавать ребенку условия для свободного выражения своего внутреннего «я», дать выход влечениям и чувствам, в том числе дурным, жестоким. Месть окружающим в игре служит для ребенка средством компенсации своих недостатков. Подобная трактовка природы игры послужила причиной появления и развития теории «свободного» воспитания, одним из главных принципов которой является невмешательство в детскую деятельность.

Советская же педагогика считала, что особенности ребенка закономерны на каждом этапе его развития и не служат признаком неполноценности. Ребенок отражает в игре то, что его интересует, волнует, радует. Он реализует свои мечты в игре. Советская педагогика решала вопрос о происхождении и сущности игры с иных позиций: игра -- социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра -- сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.

Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с ученьем и трудом. Она имеет многовековую историю и, появившись еще в жизни древнего человека, до наших дней считается до конца неразгаданной.    Элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни с раннего детства и до конца дней. Сложно переоценить роль игр в самом эмоциональном и образном периоде жизни человека - в детстве.

Все психологи и педагоги утверждают, что игра - это ведущий, основной вид деятельности детей. Игры для девочек, так же, как и для мальчиков, являются основной школой жизни и помощником в развитии, хотя сами дети этого не осознают.

Ход игры

Упражнение-разминка «Новости информагенств».

Цель: проявить остроумие и воображение. Каждый должен придумать какую-нибудь забавную вымышленную «новость». Ведущий «А вы слышали, что завтра объявили выходной?». Следующий участник: «А вы слышали, что новый год будет весной?» и т. д. и т. п. В конце можно спросить, чья новость была самая забавная.

Игровое поле: 1 сектор: Педагогические ситуации

1 команда 

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы: 

  • Какова должна быть реакция педагога?

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

  • Как поступить воспитателю?

2 команда 

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».

  • Как должен поступить педагог?

Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.

  • Как должен отреагировать на это воспитатель? 

        2 сектор: Сюжетно- ролевые игры младшего и среднего возраста 

1 задание:

1 команда 

Назовите приемы руководства играми малышей (участие воспитателя в играх)

2 команда 

Сформулируйте задачи руководства играми малышей

- развитие и обогащение игровых действий

- развитие и обогащение сюжета

- формирование умений играть рядом

3 сектор: сюжетно- ролевые игры старшего возраста 

1 задание:

1 команда: Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

2 команда: Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

А сейчас внимание на экран…

  1. Против знатоков играет заведующая Якушенко С.В.

Внимание! Вопрос!

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом…

Правильный ответ: (К. Д. Ушинским.)

2.А теперь против знатоков играет медсестра Царёва Л.А.

Внимание, вопрос!

Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры.

Правильный ответ: (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

  1. Против знатоков играет старший воспитатель Садыкова Н.Г.

Внимание вопрос! Она выдвинула положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед и т. п. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его... 

Правильный ответ: (Главный идеолог советского образования Крупская Н.К.)

  1. Против знатоков играет родитель ребёнка МБДОУ …

Внимание, вопрос! Сколько игрушек должно быть у ребенка?

Правильный ответ: (лучше, если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет к ним с любовью)

А пока Жюри подсчитывает баллы мы готовимся к следующему заданию.

4 сектор «Чёрный ящик»

«Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников»

Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и ученых всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пеленок, ведь оно означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика — именно мальчиком. К сожалению, в большинстве детских садов и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

Роль взрослого заключается в том, чтобы направить усилия детей на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен осуществляться тщательно. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?

- Предлагаю вам такое выйти по три педагога

Задание. В коробке несколько предметов. Выберите предмет и придумайте, в какую игру можно играть девочке с этим предметом и ролевые действия, а в какую — мальчику (цветок, микрофон, пилотка, бейджик, телефон, фотоаппарат) 

Критерии оценки работы команд: 

  1. Время. Активность группы
  2. Творчество и компетентность участников
  3. Полнота ответов

Решение педагогического совета: 

  1. Включать игры и игровые приёмы разнообразного содержания во все режимные моменты. (отв.: все воспитатели)
  2. Систематически планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными требованиями. (отв. все воспитатели)
  3. Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей (отв.: все воспитатели).
  4.  Использовать новые подходы и формы просветительской работы по вопросам организации игры ребенка дома (отв.: все воспитатели). 

 

.  .  .