План совершенствования своей деятельности в системе дополнительного образования

Дата публикации: 2019-12-18 10:59:05
Статью разместил(а):
Барулина Елена Николаевна

План совершенствования своей деятельности в системе дополнительного образования

Автор: Барулина Елена Николаевна

МАДОУ "Д/с № 18 "Весёлые стрижи", г. Домодедово

 

«Дети   должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки,

рисунка, фантазии и творчества. От того, как будет чувствовать

себя  ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы

познания, что он будет переживать- зависит весь его  

дальнейший путь к знаниям».

В. Сухомлинский.

 

Дополнительное образование  выходит на новую ступень своего развития. Я как работник этой сферы весьма это приветствую.

Что мы понимаем под понятием  дополнительное образование? Многими исследователями дополнительное образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Термин  «дополнительное образование» появилось в начале 90–х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители (законные представители), а также общество и государство.

Дополнительное образование детей способствует повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее  обучающимся  приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое  зерно ребёнка. Дополнительное образование детей создаёт юному человеку условия, чтобы  полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая  задачи социально значимые, выходит даже в  профессиональное поле деятельности, у него  будет больше возможностей  достичь в зрелом возрасте  больших результатов. Многие звёзды кино и спорта,  искусства и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: это чемпионы  мира по шахматам  А.Карпов, Б.Спасский,  актёр С.Никоненко, хоккеист В.Фетисов и другие.

Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием  каждого нового  образовательного учреждения дополнительного образования детей  расширяется  пространство детского благополучия. Когда-то С.Я. Маршак  писал: «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи  возрастает роль дополнительного образования детей.

Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов.  Я, как педагог дополнительного образования,  имею возможность  свободного построения программ с учётом интересов детей. Я выстраиваю образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок  получил возможность реализовать свои способности. Таким образом  дополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка.

Федеральный закон о дополнительном образовании был подготовлен ещё в 2001 году. Но вступил он в силу с большими поправками только в 2012 году. Таким образом,  дополнительное образование в нашей стране стало серьёзным и значимым звеном педагогической системы.

«Дополнительные образовательные программы  дополнительного образования детей могут быть различных направленностей - научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других направленностей». Читаем это и понимаем, что закон предоставляет нам широкое поле для педагогической деятельности и воплощения творческих идей.

А вот что сказано об особенностях детского дополнительного образования: «Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами: свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей после получения ими основного общего образования…» Все наши методы и программы должны быть направлены на выполнение следующих задач:

- В образовательном  процессе использовать новые образовательные стандарты;

- Формировать систему одаренности;

- Сохранение и укрепление здоровья;

- Научить ребёнка учиться и творить;

- Научить ребёнка сотрудничать;

- Научить  ребёнка  успешно жить в современном обществе.

В работе педагогу  необходимо учитывать основные идеи, лежащие в основе педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, определяющиеся четырьмя элементами, каждый из которых представляет особый вид содержания:

1)    знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности;

2)    опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в умениях и навыках личности;

3)    опыт творческой деятельности;

4)    опыт эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к действительности, к самому себе.      

Современные педагоги уже освоили ФГОС и хорошо усвоили пять направлений дошкольного образования, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, а так же виды деятельности дошкольников, в которых реализуются направления ФГОС  ДО:

- двигательная деятельность,

- игровая деятельность, 

- коммуникативная деятельность, 

- познавательно-исследовательская деятельность, 

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- элементарная трудовая деятельность,

- конструирование, 

- музыкальная деятельность, 

- изобразительная деятельность.

Я работаю в ДОУ музыкальным руководителем и на практике наблюдаю взаимосвязь  различных направлений одновременно: двигательной, игровой, коммуникативной, музыкальной деятельности, восприятия художественной культуры и фольклора, т. е. использую принцип интеграции.  

Время прогресса неумолимо предоставляет возможность для самосовершенствования. Немаловажное значение для обеспечения ребёнка положительным самоощущением имеет содержание музыкальной деятельности. Чтобы удовлетворить любознательность современного ребёнка, необходимы знания современных методик и технологий. Стараюсь узнавать, изучать  что–то новое, свежее в области музыкального воспитания, не отставать от новых технологий, методик: использую в своей работе логоритмику, коммуникативные игры, флэшмоб,  развиваю любовь к патриотизму через фольклор, подбираю материал так, чтобы было доброе, нравственное начало, учитываю тематику и возрастные особенности детей. Благодаря этому, наши занятия и праздники проходят в атмосфере легкости, свободы, доброжелательного общения. Могу с уверенностью сказать, что музыкальная деятельность является активным, творческим процессом, который способствует интенсивному личностному росту и развитию. В каждом виде этой деятельности ребёнок может успешно реализовать свои способности, удовлетворить потребности личности. 

На своих занятиях я стараюсь использовать разнообразный музыкальный материал (песни, игры, танцы, который помогает дошколятам лучше усваивать пройденный материал. Но главным видом деятельности я всё, же считаю игру. Игра – основной вид деятельности, в которой ребёнок может проявить себя как личность. Ещё  Выгодский Л. С. говорил о том, что для ребёнка игра, это трудная работа над самим собой. Каждый день проведенный ребенком в детском саду должен быть насыщенным и ярким, полным новых открытий.

В последнее время в своей работе я стала использовать информационно-коммуникативные технологии. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка.  С применением таких технологий интерес детей к музыкальным занятиям  значительно повысился.

Для педагога, электронные ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять в образовательной деятельности.

Я так же являюсь и педагогом дополнительного образования, веду кружок по ритмопластике. И хотя я работаю с маленькими детьми, следую основным принципам дополнительного образования: демократии, культуросообразности  и природосообразности,   гуманизма, творческого выбора и самоопределения ребенка, интереса, продуктивности содержания, содействия развитию ребенка, педагогической поддержки.

Формы и методы дополнительного образования разнообразны, но больше всего меня заинтересовала проектная деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.  Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.