Проектная деятельность со старшими дошкольниками «Живут в России разные народы с давних пор»
Проектная деятельность со старшими дошкольниками
«Живут в России разные народы с давних пор»
Авторы: Бобнева Наталья Степановна,
Назаренко Елена Анатольевна,
Полякова Ирина Владимировна
МОУ "Д/с № 317", Волгоград
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой.
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой
Продукт: Лэпбук - книга «Россия – дружная семья», выставка кукол в национальных костюмах.
Мотивационный этап: Беседа «Что мы знаем о народах России»
Цель: Формирование представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране, формировать у детей чувство толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам, воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
- актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, жилища, культура, традиции).
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
-расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
Актуальность:
Мы постоянно прививаем детям любовь к своей Родине, к своему краю, к своей малой родине, приобщаем к истории , народному творчеству, укладу жизни, песням и танцам, и этим даем им легче понять, что каждый народ, населяющий наш край, так же любит свою культуру и уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа. В своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, но и пытаемся дать детям элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур.
Уверены, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов. Считаем, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам.
Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.
Гипотеза: Наши народы трудами многих поколений создали уникальную, самобытную многонациональную культуру. Какой бы пласт культуры мы не взяли, нетрудно убедиться, что всякая национальность щедро наделена обычаями, традициями, и это является достоянием каждого народа. Наш долг – бережно сохранить и приумножить наследие и донести его до следующих поколений.
Предполагаемый результат:
- у детей сформируется представление о России как о многонациональной стране;
- сформируются представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;
- сформируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
- сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
Определение темы проекта, цели, задачи.
Подбор необходимой информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями.
II этап - практический.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников, о культуре и национальных традициях народов проживающих в России.
Рекомендации родителям:
Совместно с ребенком сделать куклу в национальном костюме.
Рассмотреть с детьми “Национальные костюмы” в журналах, книгах.
III – заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации;
Организация и участие родителей в выставке «Кукла в национальном костюме»;
Оформление Лэпбук - книги «Россия – дружная семья».
Реализация проекта.
На первом этапе, в группу были внесены картонные куколки в национальных костюмах. Дети заинтересовались и стали задавать вопросы. Мы записывали вопросы, обсуждали с родителями ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать.
Вместе с детьми выявили проблему и определили пути её решения:
Что мы знаем |
Что хотим узнать |
Как мы будем познавать |
Мы знаем, что Россия многонациональная страна. |
Какие наряды носят народы России? - Какие традиции и праздники у этих народов? - Какое, национальное блюдо готовят? |
-Спросить у взрослых -Познавательная литература -Обучающие Презентации. |
Был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных, творческих способностей и поисковую активность детей, и успешную реализацию проекта.
На втором, основном этапе, для реализации проекта воспитатели и родители вместе с воспитанниками познакомились с познавательной и художественной литературой о национальности народов проживающих в России. Познакомились с национальным костюмом, с культурой, обычаями традициями, играми. Также воспитанникам читались сказки народов, стихотворения авторов разной национальности.
На третьем, заключительном этапе – выявились активные участники, воспитанники с родителями, которые смастерили куклы в национальных костюмах, оказали непосильную помощь в создании лэпбук - книги «Россия – дружная семья»
Перспективное планирование
НОД |
Совместная деятельность в режимные моменты |
Руководство самостоятельной деятельностью детей |
Работа с родителями |
Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. |
Тема 1. «Наша страна Россия» |
||
1. Беседа тема: «Дружба» 2. Рассматривание русского народного костюма. 3. Знакомство с русскими народными играми. 4. НОД «Россия –дружная семья» |
1. Ручной труд: Народная игрушка – кукла-самоделка. 2. Рисование «Русская матрешка» 3. Дидактические игры: «Мой любимый край», «Узнай наш флаг (герб)». 4.Народная подвижная игра «Гори, гори ясно» 5.Прослушивание народных песен. |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта. |
|
Тема 2. «Какие народы живут в России» |
|||
1. Рассматривание иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах (куклы), блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации (предметы) национальных промыслов народов России. - Сказки народов России: - «Матти – весельчак» - карельская сказка - «Перя-богатырь» - Коми; - «Как я пчел караулил» - марийская сказка; - «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка; - «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка; - «Как собака друга искала»- народы севера; 3. Составление рассказов по картинам: - «Ярмарка. Русские», - «Охота с ловчими птицами. Башкиры», - «Пчеловодство. Марийцы». |
1. Рисование на тему «Народное творчество» 2. Аппликация с элементами конструирования (из бумаги): «Жилище народов севера чукчей «Чум». 3. Сюжетно-ролевые игры 4. Дидактические игры: «Чей костюм?»; «Пазлы народы России». 5. Проведение праздника «Мы дети твои, Россия!» |
Викторина с родителями «Из жизни народов Поволжья» Выставка кукол в национальных костюмах. |