Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Воспитываем маленького пешехода

Дата публикации: 2019-12-03 05:44:27
Статью разместил(а):
Апанасенко Н.С.

Воспитываем маленького пешехода

Автор: Апанасенко Н.С.

МДОУ № 44

 

Нет ничего важнее жизни ребенка, и, следуя одному из приоритетных направлений в деятельности ДОУ (охрана и укрепление здоровья воспитанников), педагоги через увлекательную игру, занятия и развлечения учат детей правилам дорожного движения.

Актуальность этой темы мы видим в том, что:

во-первых, дошкольники без специального обучения в силу своих психофизиологических особенностей очень часто становятся участниками дорожно-транспортных происшествий;

во-вторых, по завершении дошкольного детства многие дети вынуждены самостоятельно добираться до школы и обратно, и поэтому им жизненно необходимы осознанное отношение к опасным ситуациям и уже сформированные навыки безопасного поведения на дорогах города.

Реализуемая образовательная программа ДО недостаточно уделяет внимания вопросам формирования у детей привычки к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях. И выбор был сделан в пользу парциальной Программы для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанной Н.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной, одним из направлений которой является тема «Ребенок на улицах города».

Выбранная нами Программа рассчитана на детей, начиная со второй младшей группы и до их выпуска в школу. В ее реализации участвуют воспитатели, специалисты, дети и их родители. Наша система работы по обучению дошкольников ПДД реализуется через разные виды детской деятельности (двигательную, игровую, продуктивную, творческую) в организованных и самостоятельных ее формах  и органично входит в единый образовательный процесс, являясь его неотъемлемой частью

Для организации работы по изучению с детьми ПДД ДОУ располагает соответствующим программно-методическим обеспечением и учебно-наглядными пособиями, в том числе и разработанными авторами Программы ... Кроме этого, воспитатели имеют возможность использовать в своей работе и дополнительные  материалы: 

·        библиотеку детской художественной литературы;

·        подборку художественного слова  (загадки, стихи) по темам: «Дорожное движение», «Транспорт»;

·        наборы дорожных знаков (настольные и напольные);

·        игротеку, в которой представлены дидактические, подвижные и словесные игры для всех возрастных групп.

Система работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма включает в себя методическую работу с педкадрами, взаимодействие с родителями и непосредственно работу с детьми.  

Целью методической работы с педагогами является повышение их теоретической и методической компетентности в вопросах изучения с детьми ПДД и дорожных знаков, формирования у них практических навыков правильного поведения на дороге, ведь только грамотный воспитатель может правильно решать эту важную проблему.  Этому способствовали проведенные в разное время семинар «Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения» и практикум «Дорожная азбука для дошкольников», в результате появились методические рекомендации в помощь воспитателям всех возрастных групп по организации работы с дошкольниками, разработанные планы занятий и экскурсий с детьми, программы вечеров развлечений, перспективные планы работы для всех групп. В дальнейшем мы планируем пополнить методические материалы разработкой конкурсов и викторин, проектами сюжетно-ролевых игр.

Целью сотрудничества с родителями является  актуализация перед ними рассматриваемой проблемы и оказание помощи в формировании у детей навыков правильного поведения в различных дорожных ситуациях. Это достигается информационные стенды, ширмы и папки-передвижки в родительских уголках.

На родительских собраниях, в индивидуальных беседах, используя результаты  анкетирования родителей, мы стараемся довести до их сознания мысль о том, что решающая роль в непрерывном процессе воспитания дисциплинированного пешехода принадлежит именно им  в силу того, что их собственное поведение является для детей непререкаемым примером для подражания. Важное значение имеют советы для родителей, поскольку очень часто они просто не знают, как  о вопросах безопасности жизни можно говорить с ребенком и  что  нужно делать, чтобы не случилось беды.

Организация работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является самой важной составляющей этой работы, и мы видим свою цель не только в изучении детьми правил дорожного движения, но, самое главное, в формировании у них устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и осознанного отношения к дорожным ситуациям.  

К проведению организованных занятий  по изучению правил дорожного движения детьми старшего возраста мы привлекаем сотрудников ГИБДД, которые в непринужденной обстановке содействуют формированию осознанного отношения детей к необходимости быть осторожным вблизи дороги и правильно ее переходить.

Яркие впечатления остаются у детей после целевых прогулок и экскурсий по дорогам города, когда воспитатели проводят целенаправленные наблюдения за движением пешеходов и транспорта, за работой светофора, за скоростными характеристиками разных участников дорожного движения и т.д. Один раз в два года через экскурсионное бюро мы организуем автобусную экскурсию «Внимание, дорога!», в процессе которой детей учат правильно пользоваться регулируемым и нерегулируемым переходами, подземным переходом, рассказывают об опасных ситуациях на дороге и как их избежать. Это является отличным дополнением к работе с детьми по воспитанию дисциплинированного пешехода.

В беседах с воспитателем дети начинают понимать, чем опасны для пешеходов туман, гололед, дождь, снегопад; рассуждают и вместе приходят к выводу о том, как нужно вести себя в таких погодных условиях на дорогах города.

Знания и представления детей о транспортных средствах, дороге, правилах дорожного движения закрепляются в процессе создания коллективных работ по лепке и аппликации на темы: «Мой город», «Перекресток»  и др., когда дети вместе с воспитателем находят нужное, правильное место каждому участнику дорожной ситуации.

Эта тематика находит свое отражение и в самостоятельной театрализованной деятельности детей, где они разыгрывают различные жизненные ситуации или сцены из сказок и художественных произведений. В годовом плане работы ДОУ мы обязательно предусматриваем проведение  музыкальным  руководителем вечеров развлечений по ПДД и просмотр спектаклей в исполнении профессиональных артистов. Так, нашими гостями были: театр-студия «Светофор» со сказкой «Про внимательного зайчонка», театр кумиров с представлением «Новые приключения Шрека», театр «Калейдоскоп» со спектаклем «Веселые уроки», Красноярская краевая филармония показала сказку «Азбука безопасности».

Инструктор физкультуры организует с ребятами подвижные игры и эстафеты соответствующей тематики, которые развивают у детей ловкость, быстроту реакции на различные раздражители, внимательность, ориентировку в окружающем пространстве – качества, так необходимые для участника дорожного движения. 

Самым большим достижением в своей работе мы считаем отсутствие  дорожно-транспортного травматизма с участием наших воспитанников.

 

.  .  .