Значение устного народного творчества в воспитании дошкольников
Значение устного народного творчества в воспитании дошкольников
Автор: Баранова Галина Ивановна
Значение произведений устного народного творчества в воспитании образа детей дошкольного возраста неоценимо, несоизмеримо, неприходяще. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений, эти выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, справедливость, любовь к труду стали жизненными нормами каждого члена общества.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Одним из самых древних и любимых детьми жанров была и остается сказка. Волшебные приключения героев, известная борьба добра со злом волнуют воображение малыша, оказывают эмоциональное воздействие на его чувства, а тайны, чары, превращения - завораживают и манят. С каким удовольствием вслушивается маленький читатель в наивные, только сказке свойственные, интонации народной речи.
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе ...»
Знакомый сказочный зачин и голова опущена на ладонь, глаза задумчиво устремлены вдаль. Малыш – весь ожидания, весь предвкушения …
Сказка оказывает огромное влияние на нравственное, патриотическое и эстетическое развитие дошкольника. Она несет в себе народную мудрость. В ней воплощены высокие идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорении природы, радостном труде. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности.
Народная сказка создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью сказки обуславливается, прежде всего, манера ее рассказывания – простая, задумчивая, разговорная.
Знакомство со сказкой всегда предусматривает тесный контакт со слушателем, постоянное общение с ним. Это вытекает из самой формы изложения сказки. В ней часто содержится вопрос или прямое обращение к слушателю.
В основе сказки лежит реальная действительность, что диктует чтец простые, естественные интонации, характерные для бытового общения. Таинственность, фантастика соблюдаются в зачине и тех местах, где повествует о чудесных действиях, событиях, превращениях. Любая сказка строится на принципе антитезы: добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, лени, ум – глупости. Герои сказок обладают высокими моральными качествами.
Произведения устного народного творчества в современной жизни, в воспитании и образовании детей так же значимы, а может быть и более, чем прежде. Нравственная чистота, историческая корка, чистота народного языка в наше суетное время имеют огромное влияние на формирование личности ребенка. На формирование положительных черт характера личности ребенка дошкольного возраста влияют произведения устного народного творчества.